Большой стал первым российским театром, в репертуар которого войдет великая «Дама с камелиями» Джона Ноймайера.
Дама с камелиями» - одно из тех явлений в мировом репертуаре, что позволяют оценить танцовщиков «по гамбургскому счету». Самый знаменитый балет Джона Ноймайера давно стал визитной карточкой хореографа и «чайкой» его гамбургской труппы. Хотя впервые увидел свет вовсе не в Гамбурге, а в Штутгарте.
В 1978 году Ноймайер поставил «Даму с камелиями» для некогда родной ему труппы, в которой танцевал с 1963 по 1969 год. Прославленному худруку Штутгартского балета Джону Крэнко он многим обязан. Тот поощрял в своих артистах желание ставить, и в 1966-м 24-летний солист создал здесь свой первый серьезный опус - «Хайку» на музыку Дебюсси. Внезапная смерть мастера в 1973 году стала для всех потрясением. Муза Крэнко, прима Штутгартского балета Марсия Хайде просила поддержать осиротевшую труппу, и в первую скорбную годовщину Ноймайер поставил в Штутгарте посвящение учителю - «Ночь» на музыку Малера, а четыре года спустя появилась «Дама с камелиями».
Этот балет автор посвятил Марсии Хайде, легендарной трагической балерине XX века, которую называют «Марией Каллас танца». К тому же благодаря именно ей судьба Джона Ноймайера сложилась так счастливо: в Лондоне Хайде обратила внимание на юного танцовщика и рекомендовала его Джону Крэнко.
ШОПЕН ИЛИ БЕРЛИОЗ?
С середины XIX века, времени выхода в свет романа и драмы Клександра Дюма-сына, а затем оперы Верди «Травиата», к выигрышному сюжету не раз обращались и хореографы - от Антонио Коппини до Наталии Касаткиной и Владимира Василёва. Энтони Тюдор, Морис Бежар и Пьер Лакотт ставили на музыку Верди. Тот же путь выбрал поначалу и Ноймайер. Передумал. Нашел партитуру Анри Core (очевидно, именно ее в 1957-м использовала и немка Татьяна Гзовская). Не срослось.
В свое время Фредерик Аштон, зная, возможно, историю знакомства Ференца Листа с прототипом Маргариты Готье, блистательной и так же трагически увядшей парижской куртизанкой Мари Дюплесси, в которую был безнадежно влюблен Дюма-младший, предпочел для своих «Маргариты и Армана» в 1963 году музыку венгерского классика. А за двадцать лет до Аштона австрийская танцовщица и хореограф Розалия Хладек поставила в Дрездене балет «Die Kameliendame» на музыку Фредерика Шопена. Шопен или Берлиоз - предложил на выбор дирижер Герхард Марксон. Ноймайер выбрал Шопена. Сделанная с помощью Марксона подборка произведений польского романтика не выглядит, как нередко случается со сборной музыкой, рваным лоскутным одеялом. В этом подборе прочитывается единая драматургия, которая и хореографу помогла сделать многофигурный трехактный балет стройным.
Во Втором концерте для фортепиано с оркестром постановщик нашел все необходимые краски для контрастов первого действия. В следующем оркестр сменяет рояль - звучат шопеновские вальсы. Си-минорная соната. Первый концерт. Прощальный дуэт героев. Смерть Маргариты. Ноймайер как будто старался почти буквально перевести музыкальные переливы в переливы пластики и чувства. Музыка свободно ведет сюжет сквозь все события и эмоциональные перипетии, превращая сладковатую мелодраму в историю поистине трагическую.