Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Спектакли прошлых лет: "Фра-Дьяволо" (1958 г.), Часть 3

Ранее: 1, 2.

Фра-ДьяволоРабота режиссера, дирижера и хормейстеров сливается здесь в единое художественное целое. Наиболее примечательны в этом отношении ансамбли второго акта. Проводив постояльцев на ночлег, усталая Церлина готовится ко сну, не подозревая, что в комнате спрятались бандиты, которые с любопытством следят за каждым ее движением. Сцена эта исполняется очень естественно и держит зрителя в постоянном напряжении, вызванном беспокойством за судьбу девушки. Лирический образ Церлины живо контрастирует с комедийностыо характеристик Джакомо и Беппо. На едином дыхании проносится финальный ансамбль второго акта, в котором сюжетная «путаница» достигает своей кульминации. Случайно обнаруженный возле комнаты англичан «маркиз» — Фра-Дьяволо, желая отвести от себя подозрения, дает понять милорду, что ему назначила свидание леди Памела, в то же время намекая Лоренцо, что он пришел к Церлине. Гнев ревнивцев, недоумение
женщин, тревога сидящих в засаде Джакомо и Беппо — все это передано по-настоящему театрально и живо, с подлинным комедийным блеском. Много остроумных мизансцен введено в третий акт.
Удачно подобран состав исполнителей сольных партий, хотя найти артиста, полностью отвечающего сложнейшим требованиям заглавной роли, театру все же не удалось. Напомним, что Обер сочинял партию Фра-Дьяволо для одного из крупнейших певцов своего времени— Ж. Шолле, который Фра-Дьяволообладал сильным голосом огромного диапазона (почти в три октавы) и необычайно яркой манерой интерпретации. Шопен писал о нем: «Шолле в Opera comique, где дают «Фра-Дьяволо», «Невесту» и «Цампу» (новую прекрасную оперу Герольда),— первый здесь любовник seduc-ieur [обольститель], дразнящий чудный гений с настоящим романтическим голосом. Он создал свою собственную манеру».
Партия Фра-Дьяволо требует прежде всего большого и яркого голоса, свободы фразировки, виртуозной нюансировки, сочетания силы и легкости. Одной мягкой лирической кантилены здесь мало, и не случайно, как отмечал Серов в одной из своих рецензий, даже знаменитый итальянский тенор Э. Тамберлик в этой роли был «достоин жалости».
С. Лемешев сценически эффектен. Его игра подкупает непринужденностью, изяществом, вкусом. Ему отлично удаются изящные песенки под гитару, он превосходный партнер в ансамблях, у него прекрасная дикция. И все же артист раскрывает лишь некоторые черты «благородного разбойника» — его ловкость, находчивость, светскость. Временами талантливому артисту не хватает силы, мужественности, широты натуры, что особенно ощущается в большой арии третьего акта. Среди исполнителей сольных партий выделяется одаренная Н. Гусельникова, с обаятельной грацией поющая Церлину. Тепло, с настроением проводит артистка лирические сцены с Лоренцо и особенно свою большую арию перед сном (во втором акте). Непосредственная и резвая Церлина в исполнении Н. Гусельниковой — живой, изящный персонаж французской комической оперы.
Комедийно заостренные образы путешествующих англичан — милорда и миледи — создают П. Воловов и Е. Грибова. Вокальное исполнение обеих партий отличается музыкальностью и образной характерностью. Особенно удается им дуэт ссорящихся супругов в первом действии и изящный терцет: кокетство легкомысленной Памелы с мнимым маркизом вызывает негодование ревнивого милорда.
Л. Маслов в небольшой роли трактирщика Маттео — колоритный и забавный жанрово-комедийный персонаж. Исполнители лирической партии Лоренцо, пылкого возлюбленного Цердины, А. Орфенов и П. Чекин создают правдивый вокально-сценический образ. Хочется особо отметить яркие буффонные фигуры бродяг-разбойников Беппо (Ю. Филин) и Джакомо (И. Михайлов). Хорошо играет расторопную, пронырливую и кокетливую служанку Е. Гаврюшова и самодовольного глупого «жениха» Франческо Н. Росляков.
С общим колоритом романтической комедии гармонируют выполненные В. Козлинским красочные пейзажи первого и третьего актов.

Фра-Дьяволо