Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Спектакли прошлых лет: "Фра-Дьяволо" (1958 г.), Часть 2

Ранее: 1.

Фра-ДьяволоЗамечательные, русские певцы О. Петров и Ф. Комиссаржевский участвовали в спектаклях «Фра-Дьяволо». Великолепным составом исполнителей отличалась московская постановка начала нашего века, в которой выступали в разные годы Л. Собинов (Фра-Дьяволо), А. Нежданова (Церлина), В. Петров (Джакомо). Поэтому понятен тот интерес, с которым было встречено возобновление оберовской оперы в Большом театре.
Создавая новую редакцию либретто, Н. Кончаловская подошла к литературному первоисточнику бережно и корректно. Сохранена в основном фабула (за исключением финала), внесенные изменения никогда не идут вразрез с музыкой. Автор новой редакции избежал соблазна показать в качестве героя оперы подлинного калабрийского партизана Фра-Дьяволо (его настоящее имя Микеле Пецца), боровшегося против французской оккупации в первые годы прошлого столетия. Такая искусственная «подстановка» нарушила бы комедийный жанр произведения.
Скриб и Обер наделили Фра-Дьяволо чертами романтического героя, которые переплетаются с чертами комедийности, придающими чисто французскую живость и остроту характеру этого персонажа, — вспомним хотя бы ансамбли Фра-Дьяволо с бандитами, его притворную влюбленность в миледи, деньгами и бриллиантами которой завладевает ловкий мошенник. Скрибовский Фра-Дьяволо — разбойник, хотя он грабит только богачей, а беднякам иной раз готов даже помочь. Впрочем, он решается на убийство спящей Церлины, которая может помешать ему и его сообщникам ограбить богатых путешественников; чтобы избежать опасности, он, не задумываясь, расстраивает свадьбу Церлины и Лоренцо.
Некоторая половинчатость в характеристике скрибовского Фра-Дьяволо сказалась и на развязке сюжета: Фра-Дьяволо погибает, попав в ловушку, которую он приготовил сам своим преследователям. Вспомним, что писал Серов о скрибовском финале «Фра-Дьяволо»: «Всегда
Фра-Дьяволоэтот конец пьесы наводил на довольно грустные думы: к чему основывать пьесу, музыкальную (!) драму, на анекдотике, где все дело в поимке ловкого мошенника? Кому должны мы симпатизировать в пьесе? Английской чете? — она только смешна; Церлине и ее возлюбленному Лоренцо? — как характеры, как данности психологические, они оба едва очерчены; самому герою пьесы, блестящему Фра-Дьяволо? — но он разбойник, грабитель на большой дороге; и все действие наклонено к тому, чтобы он попался, как волк в капкан. Какая же тут к нему симпатия? Триумф папских карабинеров составляет «пафос» пьесы — какой же это драматизм?»
Поэтому вполне оправданы в новой редакции изменения, внесенные в характеристику героя и в развязку сюжета. Фра-Дьяволо в новом варианте остался разбойником, но это разбойник благородный. Он становится тайным покровителем влюбленной пары — бедняка Лоренцо и Церлины, которую отец собирается выдать замуж за богатого дурня Франческо. Невольно расстроив свадьбу Церлины, Фра-Дьяволо считает своим долгом ее вновь уладить. Для этого понадобилась забавная сцена, в которой Фра-Дьяволо переодевается священником. В одежде патера он проникает на праздник, который отец Церлины устраивает в честь предстоящей свадьбы его дочери с Франческо. Мнимый патер направляет по ложному пути поиски карабинеров и настойчиво напоминает милорду об обещанном им Лоренцо вознаграждении за поимку бандита. Когда карабинеры нападают на выходящего из часовни одетого в плащ Фра-Дьяволо патера, которого все принимают за пойманного бандита, и милорд отдает обещанные деньги счастливым влюбленным, — на глазах изумленного народа Фра-Дьяволо, одурачивший незадачливых карабинеров и милорда, уезжает в его же карете. Уместно введен и смешной эпизод чтения письма разбойниками Беппо и Джакомо, комично перевирающими слова. Вся эта буффонада нисколько не противоречит общему строю произведения.
Живой, яркий и динамичный спектакль, поставленный молодым режиссером Г. Ансимовым, имеет прочный успех у нашей публики.
Оперой дирижирует Б. Хайкин, дирижирует умно, чутко, с тонким вкусом и изяществом. Очень динамично, словно на едином дыхании, — чему отнюдь не мешают разговорные сцены, — развертывается музыкальное действие оперы. Радуют тщательность отделки, слаженность ансамблей и хоров (хормейстеры Л. Савва и И. Лицвенко).

Продолжение...

Фра-Дьяволо