Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Опера "Садко" (1958 г.). Часть 3.

Ранее: 1, 2.

СадкоНовую постановку Большого театра выгодно отличает драматургически оправданная трактовка всех трех партий торговых гостей.
Исполнители этих партий М. Михайлов, М. Рейзен (Варяжский гость), И. Козловский, С. Лемешев, А. Орфенов (Индийский гость), Ал. Иванов, П. Лисициан, П. Норцов (Веденецкий гость) сумели обогатить свою вокальную интерпретацию сценической выразительностью и слить свои творческие намерения с общим ансамблем спектакля.
Опера «Садко» всегда считалась одной из интереснейших для художника-декоратора.
Перед ним открывается возможность воплотить картины древнего Новгорода со всем своеобразием его архитектуры, пленительные картины русской природы и бескрайней шири моря-океана. А какое разнообразие типов, дающих исключительно богатый материал для создания костюмов и гримов! Здесь и Садко с его женой Любавой, и сказочная царевна Волхова, и корабельщики, и иноземные гости.
К этому надо прибавить фантастических обитателей подводного царства — морских чудовищ и рыб.
СадкоНекоторые из ранних постановок «Садко» оформлялись выдающимися русскими художниками, отдавшими этому делу много труда и вдохновения. Среди советских художников к этой теме обращался Ф. Федоровский, писавший декорации к предшествующим постановкам «Садко» на сцене Большого театра. Федоровский — художник широкого размаха, прекрасно знающий и горячо любящий русскую природу. Его старые декорации были написаны талантливо, но несколько утомляли пышностью и изобилием красок. В новом спектакле художник экономнее использовал свою палитру, по-иному показал силу своего прекрасного дарования. Федоровскому равно удались и декорации древнего Новгорода, в которых он превосходно использовал мотивы старинной русской архитектуры, и оформление сцены у Ильмень-озера, отражающее красоту русской природы и поэзию русских народных сказок. Удались ему и картины бескрайней морской шири. Пышность оформления подводного царства заставляет вспомнить о предшествующей работе художника, но, с другой стороны, самый характер музыки этой фантастичной сцены располагает к яркости и щедрости. Во всяком случае, декорации Федоровского принадлежат к числу его выдающихся работ и входят неотъемлемым элементом в общий облик спектакля — яркий, праздничный, торжественно приподнятый.
Так же органично вошла в этот облик вдумчивая режиссерская работа Б. Покровского, в особенности удачно поставившего народные сцены, полные жизни и движения. В музыке Римского-Корсакова даны яркие характеристики новгородского люда, его различных социальных прослоек, и талантливый режиссер использовал эти возможности для создания живого сценического действия. Чувствуется, что он работал в тесном творческом контакте с дирижером, стремился исходить из духа и характера музыки великого русского композитора. Именно отсюда и происходит убедительность сценического решения спектакля, очень цельного и динамичного в своем развитии, богатого колоритными, запоминающимися штрихами.
Постановка оперы «Садко», осуществленная в 1949 году, является одним из звеньев большой работы по возобновлению на сцене театра великих творений русских классиков. Надо подчеркнуть, что речь идет не о простом возобновлении уже шедших спектаклей, но о новом прочтении классических партитур, о более глубоком и всестороннем раскрытии авторского замысла. В силу ряда исторических условий это далеко не всегда удавалось сделать в прошлом, и некоторые оперы шли далеко не так, как следовало. Новая постановка «Садко» показывает всю плодотворность творческих принципов театра, приступившего к углубленной работе над воплощением на сцене русских классических опер.

Садко Садко