Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР 1970-1971,1971-1972 (Часть 144)

МигайРанее: Часть 143

Грянула резко критическая статья в «Правде», и хор похвал умолк. Большой театр лишился сво ей лучшей советской постановки. Опять, было, возникла растерянность... Но упорная, полная энтузиазма работа С. А. Самосуда в Ленинградском Малом театре, по праву тогда прозванном «лабораторией советской оперы», вскоре дала новые творческие результаты. Ими не замедлил воспользоваться и Большой театр, как впоследствии и остальные оперные сцены. Речь идет об опере молодого И. Дзержинского, тогда еще студента Ленинградской консерватории, смело, даже, можно сказать, дерзновенно взявшего за основу сюжета образы первой части прогремевшего романа М. Шолохова «Тихий Дон».

Естественно, что в первом оперном опыте двадцатипятилетнего автора трудно было искать большого мастерства, в том числе симфонического. Но привлекали хорошо скомпанованное либретто (автор Л. И. Дзержинский), безусловная драматургическая одаренность композитора и свежесть его интонационного языка, связанного с народной напевностью, с современными боевыми песнями донского казачества. И главное — музыка удивительно правдиво, без натяжки отражала эпизоды и образы из народной жизни на переломе двух эпох, ознаменованном Великой Октябрьской социалистической революцией! «Самой сильной стороной оперы Дзержинского безусловно являются хоры,— писал Д. Кабалевский в 1936 г. в «Правде» в связи с постановкой «Тихого Дона» на сцене Зеленого театра Центрального парка культуры. — Громадной волной льются они со сцены и захватывают слушателя. Широта песенной мелодии, простота и выразительность музыкального языка — эти положительные качества музыки Дзержинского здесь выступают с большой силой».

Выделяя как самую сильную фигуру Аксинью, по теплоте и выразительности ее музыки, Кабалевский, однако, справедливо критикует недостаточную яркость ряда образов оперы. В статье говорится и о несовершенствах оркестрового стиля Дзержинского, «отсутствии настоящего оркестрового замысла», о «недоразвитости и однообразии технических приемов». Москвичи познакомились с оперой И. Дзержинского в январе 1936 года во время гастролей Малого оперного театра. 17 января в последний день гастролей театра спектакль посетили представители партии и правительства. По сообщению ТАСС они беседовали с авторами спектакля — И. Дзержинским, С. Самосудом и режиссером М. Терешковичем, дав положительную оценку их работе.

В то же время, как свидетельствует С. А. Самосуд, в этой беседе было указано, что автору оперы «надо еще учиться, чтобы вполне овладеть всеми музыкальными ресурсами для полноценного выявления в музыке идей и страстей, движущих героями». Весь коллектив Большого театра с огромным рвением и полной отдачей готовил постановку «Тихого Дона». «Мы репетируем по 8 —10 часов в сутки»,— рассказывал Н. Смолич. 4 декабря 1935 года исполнители и постановщики «Тихого Дона» находились в зрительном зале, а на сцене расположился хор донских казаков, собранный из колхозов Азово-Черноморской области, как раз из тех мест, где происходили события, отраженные в романе Шолохова. Управлял хором, исполнявшим казачьи песни, колхозник Арсений Аникиевич Овчаров, а артисты изучали характер их пения, манеры, движения, танцы.

Присутствовавший там же автор романа сказал, что на местах «мы прослушали многочисленные казачьи хоры и просматривали плясунов на районных смотрах и лучшие из них, в составе 38 человек, приехали сюда». В результате обогатились не только исполнители, но и партитура оперы, в которую вошла казачья песня «Как послала меня мать за белой глиной», записанная прямо в театре после прослушивания колхозного хора. Шолохов заверил также, что приедет на премьеру оперы и привезет с собою лучших казаков-стахановцев из Вешенского района. На одной из репетиций «Тихого Дона» присутствовали маршал Советского Союза, заместитель наркома обороны М. Н. Тухачевский и инспектор кавалерии РККА С. М. Буденный, председатель Комитета по делам искусств при СНК СССР П. М. Керженцев и его заместители. Все это говорит о том, какое широкое общественное внимание привлекло рождение советской оперы. И вот, наконец, премьера — 7 марта 1936 года. К постановке были привлечены лучшие силы Большого театра.

Роль Григория исполняли Н. Озеров, Н. Ханаев, Б. Евлахов; Аксиньи — В. Давыдова, М. Максакова, Б. Златогорова; Натальи — Н. Шпиллер, Е. Кругликова; Евгения Листницкого — П. Селиванов; генерала Листницкого — М. Михайлов. Запевал песню о Тихом Доне С. Лемешев. Дирижировал Н. Голованов. Оформлял спектакль Ф. Федоровский. На премьеру действительно приехали 86 делегатов от донских казачьих станиц. Одна из колхозниц после спектакля сказала, что он очень хорошо показывает казачий быт, а пейзажи донских хуторов, сцена на мельнице — представляют собой правдивые картины. Действительно, спектакль был волнующим, и это отметила вся пресса, естественно, не замолчавшая и недостатки мастерства композитора, отдельные бледные страницы оперы. Но эти недочеты не могли снизить искреннюю радость всех, кто присутствовал при рождении на столичной сцене новой советской оперы, талантливо и правдиво рассказывавшей о жизни народа в революционные дни. 9 апреля 1936 года председателем Комитета по делам искусств при СНК СССР был подписан приказ, согласно которому в Государственном академическом Большом театре устанавливалась должность художественного руководителя. Им назначался С. А. Самосуд, переводившийся из Ленинградского Малого оперного театра.

Продолжение: Часть 145