Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР 1970-1971,1971-1972 (Часть 132)

Ранее: Часть 131

Ю. Григорович * Проблемы традиций и новаторства в практике советского балета

В жизни каждого творческого коллектива постоянно возникает множество проблем. Но без них искусство существовать не может, ибо решение той или иной творческой проблемы означает шаг вперед. Да и самое возникновение этих проблем не случайно, оно обусловлено развитием меняющейся действительности, постоянно требующей обновления художественных принципов, поисков каких-то незаштампованных форм, уточнения, углубления творческих позиций. Бег времени неостановим. Время торопит, включая искусство в свой водоворот событий, выдвигая постоянно новые конкретные требования, художественные критерии и исторические перспективы.

Какие непосредственные задачи стоят перед балетом Большого театра? Мне легче и ближе говорить, разумеется, о творческой практике своего коллектива. Дело историков и критиков балетного искусства классифицировать и обобщать явления. Вместе с тем проблемы, решаемые сегодня мною, всем балетным коллективом Большого театра, безусловно, неотделимы от общих проблем всего советского балета. Именно поэтому разговор о конкретном опыте одной труппы представляется мне принципиальным и актуальным. На примере работы балета Большого театра сегодня можно судить об определяющих тенденциях в советском хореографическом искусстве.

Главной проблемой любой балетной труппы является формирование репертуара. Это ведущая задача, связанная со всеми аспектами творческой жизни театра — воспитанием молодых исполнителей, организационными проблемами и так далее. Репертуар — лицо труппы, его паспорт, свидетельствующий и о возможностях исполнителей, и о масштабе решаемых задач, и прежде всего о том направлении, которое театр исповедует. В балетном репертуаре Большого театра сегодня сочетаются спектакли разных художественных принципов, классика и современность. Мы стремимся к гармоническому решению проблемы традиций и новаторства; к поиску нового на основе традиции, а если говорить еще точнее — синтезу традиций, ибо история русского и советского балета многообразна. И мы обладаем редчайшим по своей ценности наследием, отказываться от которого и неразумно, и недальновидно. Вместе с тем это не исключает критического, трезвого отношения к наследию. Театр не может уподобиться музею, выставке прекрасных, но отживших свое шедевров.

Мы пересматриваем старые спектакли, осторожно обновляем их с позиций наших сегодняшних задач и вкусов современного зрителя. Какие же направления, какие школы, традиции представлены сегодня в репертуаре балетной труппы Большого театра? Ответ на этот вопрос важен, ибо, как уже говорилось, поиск нового возможен только на основе усвоения опыта прошлого. В последние десятилетия в советском балете произошли значительные перемены. Их потребовала жизнь, обусловив смену художественных методов, закономерно осуществленную новым поколением хореографов и исполнителей. Советский балет переживал смену поколений, а этот процесс всегда сложен и неизбежно конфликтен, тем более, если учесть, что нынешнему историческому этапу предшествовал период, отмеченный славными завоеваниями.

Как всякое новое поколение, сегодняшнее, заявив о себе, утверждало себя в полемике со старым, в полемике, порой излишне запальчивой, но ценной, ибо в спорах, как известно, всегда рождается истина. Но потребовалось какое-то время, чтобы утихли страсти и стал возможен трезвый анализ достигнутого предшественниками, анализ конкретных достоинств их опыта для его дальнейшего развития и усвоения. Сегодня можно с уверенностью говорить, что время для подведения итогов наступило, и поэтому не лишне вернуться немного назад, к критическому рубежу, ознаменовавшему смену эстетических концепций. Речь идет прежде всего о проблемах формы балетного спектакля, его драматургии, то есть о тех компонентах, в которых выражает себя содержание. Предшествующий период прошел под знаком главенствующего направления, определяемого историками как хореодрама. Термин, возможно, не совсем точный, ибо понятие драма применимо и к современным спектаклям, не отражая существа школы в целом.

Расцвет направления пришелся на 30—40-е годы. Тогда были созданы такие произведения, как «Бахчисарайский фонтан», «Ромео и Джульетта», «Пламя Парижа», «Лауренсия», возглавили направление хореографы Л. Лавровский, Р. Захаров, В. Вайнонен и В. Чабукаини. Развивая традиции большого сюжетного спектакля, представители хореодрамы расширили тематику балетного спектакля, обратились к произведениям классической зарубежной и русской литературы, обогатили наше балетное искусство новыми режиссерскими приемами и психологическим методом в раскрытии реальных человеческих характеров. Интерес к точности исторического стиля, к конкретности сценических деталей, гармоничному соединению оформления, костюма и пластики, внимание к социальной проблематике и крупным общественно-значимым темам — все это выводило балет из круга замкнутой эстетической специфики в область искусства, равного прочим по силе воздействия и содержательности.

Продолжение: Часть 133