Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР 1970-1971,1971-1972 (Часть 126)

Леонид СобиновРанее: Часть 125

Леонид Витальевич Собинов

100-летию со дня рождения Л. В. Собинова Большим театром СССР в июне 1972 года были посвящены спектакли: в Кремлевском Дворце съездов — «Риголетто» (4 июня), в Большом театре — «Евгений Онегин» (7 июня), «Травиата» (17 июня), «Князь Игорь» (21 июня;, «Руслан и Людмила» (29 июня). 14 июня 1972 года состоялся торжественный концерт, в котором приняли участие В. Атлантов, Е. Нестеренко, В. Дулова, Ю. Мазурок, Т. Голикова, А. Годунов, И. Архипова, солист Тбилисского Государственного академического театра оперы и балета имени 3. Палиашвили 3. Соткилава, Е. Рябинкина, А. Огнивцев, солист Государственного академического театра оперы и балета Литовской ССР В. Норейка, Н. Бессмертнова, В. Васильев, Т. Милашкина, А. Масленников, А. Федосеев, Ансамбль скрипачей Большого театра СССР, хор и оркестр театра. Хормейстеры — А. Рыбнов, И. Агафонников. Дирижировали Б. Хайкин, М. Эрмлер, A. Жюрайтис.

Перед концертом со вступительным словом выступил B. Атлантов: «Исполнилось 100 лет со дня рождения- выдающегося русского певца Леонида Витальевича Собинова. Более полувека он был властителем дум и чувств любителей русского театра начала XX века и навсегда остался в истории русского искусства вершиной артистического таланта, интеллекта и тончайшего мастерства. Леонид Витальевич служил оперному театру каждым днем своей замечательной жизни, каждым мигом своей ставшей бессмертной славы.

В прекрасных стенах этого зала звучал голос Леонида Витальевича, на этой сцене жили рожденные теплом его щедрого сердца бесконечно дорогие русскому человеку образы Ленского, Владимира Игоревича, Дубровского, Синодала, Берендея, воспетые им Лоэнгрин, Вертер, Ромео, Фауст. Последний раз в Большом театре Леонид Витальевич пел 38 лет назад. Но до сих пор все мы, пришедшие на эту сцену, где царил великий Собинов, по его творениям проверяем себя, стремимся постичь их величие и простоту, в творчестве Леонида Витальевича видя для себя образец беззаветного служения красоте и правде, высокому человеческому идеалу. Сегодня свой концерт мы — поколение советского оперного театра 70-х годов — посвящаем Леониду Витальевичу Собинову, с чувством благодарной любви и преклонения перед памятью великого певца беря на себя почтительную смелость исполнить произведения особо им любимые и те, в которых так ярко блистал талант этого удивительного артиста».

«...Я приветствую Л. В. Собинова за ту грацию, которую он вносит в свои титаны, в свою игру, в свою жизнь. Мне всегда бывает приятно вспоминать о том, что он существует, приятно иметь дело именно с ним. И я думаю, что эту мою симпатию, возникшую в результате отнюдь не особенно долгого знакомства, разделяют все, кому приходилось сталкиваться с Собиновым, особенно, разумеется, его давние друзья и поклонники, которых насчитывается в России так много».

А. Луначарский.

«Знаменитое A-dur alia breve фортиссимо общего восторга переходит в тающее пианиссимо, в священную тишину, в благоговейное молчание, — прибывший рыцарь обращается к лебедю и прощается с ним... Какое небесное видение! Какой небесный голос! Я дирижирую и чувствую, что невольная слеза катится по моей щеке... Скольких Лоэнгринов пересмотрел я на своем веку, но никогда не переживал такого глубоко поэтичного, захватывающего момента!»

А. Никиш.

«Спасибо Вам, что Вы... 35 лет вносили свет, радость и красоту в нашу жизнь. Все мы, Ваши современники, гордимся Вами и горячо любим нашего непревзойденного Леонида Витальевича — певца весны и любви!»

А. Яблочкина.

«В работе с дирижерами, художниками и партнерами он умел всех объединить, воодушевить, что так важно в оперном искусстве, природа которого условна и синтетична... На репетициях это был человек бодрый, энергичный, полный жизни и желания работать. Своей жизнеспособностью он создавал атмосферу здорового творческого труда. Творческая молодость, оптимизм били ключом в Собинове и захватывали всех, кто был близок к этому жизнерадостному человеку. Несмотря на чрезвычайный успех и любовь публики, заслуживший славу и известность даже за пределами своей Родины, — он был скромным человеком, без зазнайства, без самоуверенности. Всю жизнь он работал, учился, занимался тренировкой своего голоса».

А. Нежданова.

«Мир знал многих великих артистов: ими всегда была богата русская сцена. Но немного можно назвать художников, в которых столь гармонично сочетались бы черты человека и актера. Глубокая выразительность слова у Л. В. Собинова всегда находилась в органическом единстве с совершенством вокальной техники и идеей композитора. «Певцом торжествующей любви» назвал Леонида Витальевича Качалов. Поистине Л. В. Собинов был певцом любви в самом широком смысле слова — могучей любви к жизни, к людям, к человеку, который всегда был для него другом, товарищем, братом... Актер-мыслитель, актер больших философских обобщений, Леонид Витальевич всегда поражал психологическим масштабом создаваемых на оперной сцене художественных образов».

Е. Катульская.

«Я имел счастье лично знать Леонида Витальевича, который своим огромным талантом, своей кипучей интуицией величайшего художника, своей культурой дал мне многое в моей артистической жизни».

Н. Хмелев.

«С приходом Л. В. Собинова на оперную сцену многие певцы того времени, и особенно лирические тенора, поняли, что петь так, как они пели до Собинова, уже невозможно. Собинов многим из нас открыл путь к работе над музыкой роли, поэтикой ее текста, к поиску изящества — совсем не только внешнего, а внутреннего! — в поведении героя, в жизни героя на сцене. Он не продолжал то, что было до него, а создал в искусстве оперного артиста новое, — и мы уже учились у него. Собинов оставил замечательные традиции, они живут и поныне, и я от всей души желаю им и тем, кто будет дальше развивать их, успеха на долгие годы».

С. Лемешев.

Из программы к концерту, посвященному Л. В. Собинову (1972, 14 июня)

Продолжение: Часть 127