Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР 1970-1971,1971-1972 (Часть 125)

Петр ВильямсРанее: Часть 124

Петр Владимирович Вильямс

Много незабываемых страниц в историю театра вписал Петр Владимирович Вильяме. Человек широкого круга интересов и знаний, он тяготел к красоте декорационных форм, их живописному совершенству. Остроумно, в преувеличенно гротесковой манере написаны панно и портреты, которые вместе с актерами «играли» в «Пикквикском клубе»; изящны живописные пейзажи раннего утра и карнавальной ночи, кружево костюмов в опере «Травиата», по-новому зазвучавшей в постановке В. Немировича-Данченко.

Великолепны порталы и искусна отделка деталей в интерьерах к «Тартюфу» Ж. Мольера и к «Мольеру» М. Булгакова, где действие воспринималось сквозь призму ироничной улыбки художника, и, наконец, масштабны и глубоко содержательны декорации П. Вильямса к спектаклям, поставленным в Большом театре СССР, — к «Поднятой целине», «Ивану Сусанину», к балетам «Золушка», «Ромео и Джульетта» и особенно к опере «Евгений Онегин», осуществленной П. Вильямсом вместе с выдающимся режиссером Б. Покровским. С необыкновенной поэтичностью, проникновением в поэзию А. Пушкина и в музыку П. Чайковского создано блистательное оформление к картине «Бал у Лариных» и к сцене «Дуэль». Да и вся атмосфера действия этой оперы передана художником, обладавшим музыкальным слухом и «музыкальными» глазами, наредкость тонко и точно.

П. Вильямс в своем творчестве — а он создал оформление почти к 200 спектаклям — развивал лучшие традиции русского декорационного искусства. В его декорациях очень велика роль живописи, — цвет не только эмоционально-изобразителен, но и помогает раскрытию содержания произведения, созданию образа. П. Вильяме — это блестящее, радостное творчество, это искусство живое, увлекающее, чистое и человечное. Оно и сейчас, спустя столько лет после выпуска оформленных П. Вильямсом спектаклей, такое же свежее, как и в дни своего рождения. П. Вильяме не «вошел» в историю театра, как принято часто говорить, он — часть этой истории. С его именем связана молодость советского театрального искусства и его прекрасная зрелость. Зрители и сейчас наслаждаются творчеством П. Вильямса и приобщаются к нему. И по сей день живописные образы П. Вильямса живут на сценах многих театров нашей страны. И по сей день он наш неповторимый, чудесный художник!

Н. Золотарев. Из программы к спектаклю «Евгений Онегин», посвященному памяти П. В. Вильямса (1972, 25 апр.)

Продолжение: Часть 126