Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР 1970-1971,1971-1972 (Часть 46)

Ранее: Часть 45

Рецензии

Рецензии на ПсковитянкуИн. Попов, Величие эпоса

Опера-летопись... Это предельно лаконичное и в то же время образно-емкое определение «Псковитянки» принадлежит академику Б. В. Асафьеву. Эпической широтой повествования, концентрированной отточенностью мысли, проявляющейся как в отборе событий, так и в характеристиках героев, произведение Н. А. Римского-Корсакова действительно напоминает русские летописи. Композитор сумел создать широкий исторический фон, на котором разворачиваются сложные судьбы героев.

Невольно вспоминаешь известное пушкинское: судьба человеческая — судьба народная. Здесь они слиты воедино, и в этом смысле «Псковитянка» гораздо ближе к пушкинскому «Борису Годунову», чем к одноименной драме Л. Мея, являющейся ее литературным первоисточником в общем-то лишь с формально сюжетной точки зрения. Вспоминаю обо всем этом не случайно. Если без основных двух сочинений Мусоргского не обходится репертуар ни одного оперного театра, чему, естественно, можно только от всей души порадоваться, то наследие Римского-Корсакова в последние годы представлено в афишах в основном только «Царской невестой». Вот почему так радостен уже сам факт новой постановки «Псковитянки» Большим театром СССР.

В эпическом размахе, в кипении драматичнейших страстей предстает перед нами буйная, непокорная псковская вольница. Разносторонне, объемно, во всей мятущейся противоречивой сложности вылепил Римский-Корсаков образ Ивана Грозного; это и деспот, и любящий отец, и прозорливо-мудрый государственный деятель, и непреклонно-волевой властелин, и мучающийся неврастеник. Таков же Грозный и в трактовке А. Огнивцева.

Изучив опыт своих гениальных предшественников Ф. И. Шаляпина и А. С. Пирогова, артист нашел собственный сценический и музыкально-вокальный рисунок. Буквально потрясает финальная сцена, где Грозный в ужасе склоняется над трупом Ольги. В одном из интервью для печати, данном им перед премьерой, Ю. Симонов отметил, что он особенно добывался от исполнителей дикционной чистоты и художественной осмысленности речи. Проблема эта для музыкального театра первостепенна, ибо синтетический оперный образ предполагает органическое единство слова-звука, иначе спектакль превращается в вокализирование, так же, как без актерской игры — в костюмированный концерт.

Сегодня эта проблема особенно актуальна, в том числе и для Большого театра. Убеждает в этом и новая постановка «Псковитянки», где она решена далеко не всеми. Легко и свободно решает ее А. Огнивцев; Т. Синявская (Надежда) впечатляет подлинно прекрасным «бельканто», когда свободно льющийся голос и полновесно звучащее слово сливаются в единое целое; отточенное мастерство демонстрирует в партии Власьевны В. Борисенко. Т. Милашкина исполняет партию боярыни Веры Шелоги, а затем главной героини — ее дочери Ольги. Яркий голос певицы звучит красиво, а в кульминациях — и драмаически-насыщенно. Но дикционная чистота ее исполнения оставляет подчас желать лучшего. Сходные впечатления вызывает и пение В. Нечипайло (приемный отец Ольги— наместник Пскова князь Юрий Токмаков).

Молодой певец В. Пьявко (Михайло Туча) подобного упрека не заслуживает. Это существенно для спектакля, поскольку образ любимого Ольгой и любящего ее вожака псковской вольницы—один из центральных в музыкальной драматургии «Псковитянки». Кульминация ее — знаменитая героически-призывная песня Тучи с хором «Осудари псковичи», сразу же полюбившаяся в свое время широкому демократическому слушателю. Авторам спектакля еще предстоит поработать над тем, чтобы она стала подлинной музыкальной и драматической кульминацией важнейшей сцены веча. Стоит, в частности, поискать более динамичный и рельефный режиссерский рисунок массовых народных сцен.

Новый главный дирижер ГАБТа Ю. Симонов ведет спектакль с подъемом. Его концепция, видимо, будет в дальнейшем уточняться. Если в драматических спектаклях «оптимальный творческий режим» устанавливается обычно на пятом-седьмом представлении, то в многокомпонентной оперной громаде срок достижения его еще дольше. Но уже сейчас ясно высвечиваются две черты творческого почерка дирижера — эмоциональный темперамент (ярче всего он раскрылся в оркестровых эпизодах) и бережное аккомпанирование солисту-певцу. И то и другое для оперного маэстро, как известно, весьма существенно. Предыдущая постановка «Псковитянки» закончила свою жизнь в ГАБТе почти 12 лет назад.

Можно от всей души порадоваться возвращению на крупнейшую сцену страны шедевра Римского-Корсакова. Кстати говоря, стоит напомнить, что, располагая двумя такими великолепными сценами, как Большой театр и Кремлевский Дворец съездов, прославленная труппа имеет колоссальные возможности для расширения репертуара.

«Правда», 1970, 6 марта

Продолжение: Часть 47