Ранее: Часть 25
Первой послевоенной премьерой Большого театра была «Золушка», осуществленная Р. Захаровым в конце 1945 года. Годом позже было поставлено одно из гениальнейших творений Прокофьева — «Ромео и Джульетта». Это произведение стало новым словом в истории не только отечественного, но и мирового балетного театра. Впервые на балетной сцене образы шекспировской трагедии зажили настоящей и полной жизнью. В этом была большая заслуга постановщика Л. М. Лавровского и замечательных исполнителей основных ролей. Незабываемый образ Джульетты, созданный Г. С. Улановой, остается в памяти как пример высокой одухотворенности танца, становящегося глубоко выразительным трепетным «языком души» и полностью сливающегося с внутренним переживанием действующего лица.
Постановка, осуществленная первоначально в 1940 году на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова, была почти полностью сохранена Большим театром. Но исполнение Улановой стало более зрелым и законченным, выдвинулись новые великолепные исполнители (Габович — Ромео, Ермолаев — Тибальд, Корень — Меркуцио). В репертуаре Большого театра находится еще один прокофьевский балет «Сказ о каменном цветке» по мотивам сказов П. Бажова. Впервые он поставлен Лавровским в 1954 году, но через несколько лет был привлечен Ю. Н. Григорович для новой его постановки. Это был дебют молодого хореографа на сцене Большого театра, где он вскоре занял пост главного балетмейстера. Деятельность Григоровича составила важный этап в развитии советского балетного театра.
Стремясь насытить танец яркой драматической экспрессией, уничтожить разрыв между танцем и пантомимой, он создал новые интересные и глубоко продуманные редакции ряда классических балетов — «Лебединого озера» и «Спящей красавицы», оригинальную хореографическую трактовку «Щелкунчика», хотя эти его спектакли и вызывали дискуссии. Значительна роль Григоровича в работе над советским репертуаром. После «Каменного цветка» он обратил на себя внимание новаторской постановкой балета «Легенда о любви» А. Д. Меликова по пьесе Назыма Хикмета. Но особенно яркое выражение его театрально-хореографические принципы нашли в осуществленной им в 1968 году постановке балета «Спартак» А. И. Хачатуряна. Григоровичу впервые удалось пластически раскрыть подлинную героическую сущность этого произведения. В предыдущих постановках балета Хачатуряна была чересчур подчеркнута внешне декоративная сторона в ущерб главной драматургической линии.
Григорович сосредоточил все внимание на непримиримом конфликте борющихся сторон, олицетворяемых в образах народного вождя Спартака и римского полководца Красса. Танец как средство драматической выразительности достигает в его постановке необычайного эмоционального напряжения и динамической стремительности. Последний спектакль, поставленный Ю. Григоровичем в 1975 году, — «Иван Грозный» также создан на музыку С. Прокофьева. Произведения этого выдающегося композитора для Ю. Григоровича, как и для Б. Покровского, — неизменная точка творческого притяжения. Кроме названных выше, Большим театром был создан в послевоенные годы и ряд других значительных балетных спектаклей на музыку советских композиторов. В их числе «Лауренсия» А. Крейна, «Медный всадник» Р. Глиэра, «Мирандолина» С. Василенко, «Тропою грома» К. Караева, «Асель» В. Власова. Особого упоминания заслуживает балет «Анна Каренина» Р. Щедрина, в котором выдающаяся советская балерина М. Плисецкая выступила одновременно в качестве хореографа и исполнительницы главной роли. Партия Анны принадлежит к лучшим артистическим достижениям Плисецкой, которая проявила себя здесь не только как блестящая танцовщица, но и как высоко одаренная драматическая актриса. Одной из характерных тенденций в развитии советского балетного театра за последнее время является усилившийся интерес к произведениям малой формы (при условии, что ведущее значение сохраняется за крупными хореографическими полотнами с развернутой драматургией и ясно выраженной расстановкой действующих лиц).
Среди работ этого рода можно отметить «Весну священную» И. Стравинского (хотя перелицовка либретто была малоубедительной), «Кармен-сюиту» на музыку Бизе в обработке Щедрина, хореографические инсценировки произведений Баха, Вебера и других композиторов. За последнее время труппа Большого театра пополнилась молодыми исполнителями, среди которых есть уже широко известные, признанные артистические имена: Т. Милашкина, Е. Образцова, Т. Синявская, В. Атлантов, Ю. Мазурок, Е. Нестеренко. Приход в театр Б. Руденко, Ю. Гуляева, 3. Соткилавы обогатил возможности оперной труппы. В театре много лет существует стажерская группа оперы, из которой вышли на сцену Большого театра ныне ведущие солисты. В тесном содружестве со старшими мастерами молодежь активно участвует в спектаклях.
В создаваемых в театре оперных постановках солисты оперы проходят школу современного воспитания поющего артиста, завещанную современному поколению Ф. Шаляпиным. Можно смело утверждать, что никогда еще балет Большого театра не располагал таким количеством первоклассных, разнообразных по своей индивидуальности дарований и таким великолепным в смысле стройной законченности ансамблем. В Большом театре нет системы «звезд». Ведущие балерины и танцовщики Е. Максимова, Н. Тимофеева, Н. Бессмертнова, Н. Сорокина, С. Адырхаева, М. Кондратьева, Л. Семеняка, Т. Голикова, В. Васильев, М. Лавровский, М. Лиепа, Ю. Владимиров, В. Левашев своим мастерством и талантом обеспечивают общий высокий уровень балетных спектаклей. Искусство этих замечательных художников позволяет решать в балете сложные новаторские задачи.
Продолжение: Часть 27