Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр в начале XX века (1952 г.), часть 13.

Ранее: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12.

Путь, по которому шел Большой театр, путь коренной перестройки, обновления форм и методов работы, создания нового, репертуара, соответствующего возросшим идейным и художественным требованиям широких слоев трудящихся, не был легким и гладким. Большие трудности и противоречия тормозили развитие театра. Противоречия эти коренились прежде всего в том наследии, которое Большой театр вынес из дореволюционной эпохи и которое было, как мы знаем, отягощено и чертами придворно-помпезного феодально-аристократического искусства, и определенным воздействием буржуазно-декадентских течений, проникавших с Запада в русскую художественную культуру. Оздоровление Большого театра по пути последовательного развития лучших традиций русского классического реалистического искусства, обогащаемых новым идейным содержанием нашей эпохи, требовало напряженных усилий, требовало длительной и углубленной воспитательной работы с художественными кадрами театра. В сознании отдельных мастеров театра необходимо было преодолеть пережитки индивидуалистической самовлюбленности, «жречества» Еще сильны были ложно-академические тенденции, угрожавшие отрывом от идейных запросов современности.

Некоторая часть театральных работников пыталась перенести в Большой театр старые, буржуазные нравы и методы работы. В 1926—1928 гг. группа артистов во главе с Н. Головановым выступала против обновления и создания нового репертуара, препятствовала выдвижению молодых артистических сил. В «Ответе Билль-Белоцерковскому» И. В. Сталин охарактеризовал деятельность этой группы артистов как антисоветское явление. Товарищ Сталин далее писал: «Из этого, конечно, не следует, что сам Голованов не может исправиться, что oн не может освободиться от своих ошибок». Разъясняя сущность воспитательной работы, которую проводит партия, борясь за оздоровление и перестройку советского искусства, товарищ Сталин предупреждал о недопустимости администрирования и призывал к серьезному творческому соревнованию: «...только в обстановке соревнования можно будет добиться сформирования и кристаллизации нашей пролетарской художественной литературы. Свидетельством успешности этой воспитательной работы является весь последующий творческий путь Голованова. С помощью партии общественность театра успешно преодолевала все трудности, встававшие па пути перестройки и обновления творческой работы.

Интенсивно, насыщенно и содержательно развернулась деятельность Большого театра в годы первых сталинских пятилеток. Успехи социалистического строительства в эти годы обусловили невиданный расцвет многонациональной советской культуры. Чрезвычайно возросла роль искусства в жизни советского общества; перед художественной интеллигенцией встали почетные задачи огромной важности. Обобщая опыт советского искусства и указывая перспективы его дальнейшего роста, товарищ Сталин в беседе с писателями в октябре 1932 года определил принципы, которыми вдохновляется искусство в нашей стране, как метод социалистически-го реализма. Основой этого метода является правдивое отображение действительности в ее революционном развитии. «Правдивость и историческая конкретность художественного изображения должна сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма» — говорил А. А. Жданов на первом всесоюзном съезде советских писателей. Как указал тов. Жданов, составной частью творчества передового художника, стоящего на позициях социалистического реализма, является революционный романтизм, «ибо вся жизнь нашей партии, вся жизнь рабочего класса и его борьба заключается в сочетании самой суровой, самой трезвой практической работы с величайшей героикой и грандиозными перспективами... Советская литература должна уметь показать наших героев, должна уметь заглянуть в наше завтра». Не приходится доказывать, что положения, сформулированные А. А. Ждановым, имеют прямое отношение ко всем областям советского искусства, включая искусство музыкального театра.


Продолжение...