Ранее: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Уже первый этап развития советского Большого театра был полон глубокого общественно-исторического значения. Лучшие традиции Большого театра, его репертуар и артистические силы сразу же нашли признание народа. Сокровища классической оперной музыки, ее большое идейное содержание, ее неисчерпаемо богатые художественные образы были обращены на службу интересам народа и стали достоянием народных масс. Впервые в истории человечества искусство великих композиторов-классиков нашло подлинно демократическую, массовую, чрезвычайно чуткую и отзывчивую аудиторию. Сбылась мечта Чайковского, который, создавая оперы, помышлял о том, чтобы «расширить круг своих слушателей, действовать на сердца по возможности большего числа людей», и который стремился к тому, чтобы его творчество стало «достоянием не только отдельных маленьких кружков, но при благоприятных условиях— всего народа». Эти благоприятные условия, о которых лишь мечтали великие композиторы-демократы в дореволюционной России, в полной мере были созданы после Октября 1917 года.
Жажда знаний, жажда расширения идейного кругозора и глубокого познания действительности — вот что влекло к искусству и, в частности, к Большому театру массы советских людей. И общение с этими массами, непосредственная, изо дня в день укреплявшаяся связь с ними побуждали коллектив Большого театра неустанно совершенствовать методы своей работы, уточнять и укреплять эстетические основы своего творчества, направленного к созданию спектаклей идейно насыщенных и художественно совершенных. Первые годы деятельности советского Большого театра — это период подлинно революционной динамичной перестройки оперного и балетного искусства на основе приобщения его к задачам современности; вместе с тем это период чрезвычайно интенсивного формирования нового типа советского актера-гражданина.
Исключительную активность проявляют артисты старшего поколения: Нежданова, Собинов, Гельцер, Петров и другие крупнейшие мастера становятся постоянными участниками массовых митингов, выездных шефских концертов. Расширяются масштабы их артистической деятельности. Вскоре жизнь подсказывает новую форму живого общения с демократической аудиторией — спектакли в рабочих районах (в сезоне 1924/25 года, были организованы 99 выездных спектаклей в Замоскворецком театре, клубе им. Каляева, клубе им. Кухмистерова, в Орехово Зуеве; в репертуаре были «Кармен», «Борис Годунов», «Царская невеста», «Евгений Онегин», «Фауст», «Дубровский", «Демон», «Лакме»), Атмосфера массовых собраний, митингов, широких демократический обсуждений, волнующих, животрепещущих вопросов ворвалась в стены самого театра, пробуждая общественное сознание актеров, давая богатую пищу их интеллекту, поднимая самодеятельность в коллективе.
Характерно, что в эти годы почти все крупнейшие артисты Большого театра захвачены жаждой совершенствования, всестороннего обогащения мастерства. Всенародно прославленные, именитые ценны с многолетним опытом не стыдится учиться рядом с молодежью, только что наступающие на сцену; с охотой занимаются они студийно-лабораторной работой, стремясь приобщиться к идейно-эстетическим исканиям передовой театральной мысли. Известно, какую роль в работе Студии Большого театра сыграл великий русский актер и режиссер К. С. Станиславский. Общаясь с актерами-певцами, делясь с ними своими знаниями и мастерством, Станиславский звал их на борьбу со штампами, ремесленничеством и рутиной, учил их искусству жизненно-правдивого воплощения сценического образа, будил их артистическое сознание. «Главное в нашем творчестве — постоянно движущаяся вперед действенная мысль», - под таким лозунгом сплачивал Станиславский актеров-певцов, пришедших в руководимую им Студию.
Экспериментально-студийная работа, смысл которой заключался в приобщении оперных артистов к опыту и исканиям Художественного театра, в высокой степени способствовала обогащению творческой атмосферы в Большом театре. Идеи сценического реализма, жизненной правды в искусстве, требования высокой культуры музыкально-сценического ансамбля все глубже проникают в практику Большого театра; перед его мастерами со всей отчетливостью встают задачи подлинной реформы оперно-исполнительского искусства, задачи создания синтетического музыкального спектакля, эстетически совершенного, насыщенного большим идейным содержанием.