Путь оперного певца (на характерных басовых партиях) с успехом прошел также и В. Лосский, один из крупнейших оперных режиссеров Большого театра. Первое десятилетие XX века было началом творческого расцвета В. Петрова, знаменитого баса, превосходного Сусанина, Кончака; он вступил в труппу Большого театра в 1902 году. Несколько позднее выдвигаются также талантливые басы Гр. Пирогов и В. Осипов.
Видное место принадлежало А. Боначину — даровитому артисту, музыкальному и темпераментному, создавшему глубокие и высокохудожественные образы в ответственнейших партиях тенорового репертуара (Герман, Садко, Звездочет). Современная критика отмечала его выдающиеся достижения в работе над образом Садко, не затерявшиеся даже при сравнении с гастролировавшим тогда и Москве И. В. Ершовым. Систематические выступления в спектаклях Большого театра И. А. Алчевского — артиста громадного таланта, ума и темперамента — всегда проходили в атмосфере художественного подъема. В русских лирических партиях успешно выступал артист большой культуры, обладавший теплым, красивым голосом,— Л. Богданович. Необходимо также упомянуть имя А. Лабинского, выделявшегоея в предреволюционные годы исполнением партий Андрея Хованского, Княжича (в «Чародейке»), Дон-Карлоса.
Большим успехом, особенно в вагнеровском репертуаре, пользовалась драматическая певица Л. Балановская. Среди исполнительниц лирических партий на первом месте стояли яркие фигуры Е. Хренниковой и М. Гуковой. Наиболее значительные контральтовые и меццо-сопрановые партии (Ваня, Ратмир, Марфа) блестяще исполняла Е. Збруева — одна из крупнейших артисток этого времени. Выделялась красотой голоса и сценическим дарованием Е. Азерская (Кармен, Амнерис). В труппе Большого театра крепла плеяда видных молодых артистов, которым было суждено после 1917 года составить основное ядро творческого коллектива советского Большого театра — Е. Степанова, Е. Катульская, К. Держинская, А. Матова, К. Антарова, Н. Обухова, С. Мигай, Л. Савранский. Артистический рост этих высокоталантливых певцов был чрезвычайно интенсивным, и они сразу по вступлении в труппу Большого театра заняли в ней видное место. Так Л. Савранский, вступив в Большой театр в 1911 году, в дореволюционные годы уже просоавился своим исполнением Грязного, Князя (в «Чародейке») и других крупнейших партий драматического баритонового репертуара. Выдающийся успех молодой Степановой в роли Царевны-Лебедь в «Сказке о царе Салтане» (постановка 1913 года) сразу определил ее место в театре как одной из лучших представительниц, русской колоратурной школы. Особенно стремительно развивалось громадное дарование К. Держинской. Первые же годы ее пребывания в Большом театре принесли ей ряд триумфов в наиболее ответственных партиях (Ярославна, Лиза, Кума) и закрепили за ней положение крупнейшей русской драматической певицы.
Начало XX века ознаменовалось для Большого театра решительным подъемом его музыкальной культуры. Оркестр и хор Большого театра становятся первоклассными исполнительскими коллективами, подготовленными для тщательного выполнения самых ответственных и сложных музыкальных задач. Особо плодотворной была деятельность С. В. Рахманинова, заявившего себя и за дирижерским пультом гениальным музыкантом; сочетая высокий профессионализм и умение добиваться тончайшей отделанности исполнения с огненным темпераментом, глубоко проникая в стиль исполняемых произведений, Рахманинов решительно повысил качество звучания русской оперной классики в Большом театре (произведения Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского, оперы самого Рахманинова). Пребывание Рахманинова в Большом театре не было длительным, однако оно оставило заметный след.
В 1906 году в Большой театр пришел многоопытный дирижер и превосходный музыкант В. И. Сук. Осуществляя в Большом театре огромный репертуар (оперы Римского-Корсакова, Чайковского, Вагнера и др.), Сук с выдающейся энергией сплачивал исполнительский коллектив, воспитывал в нем чувство музыкального ансамбля и артистическую дисциплинированность. Его талантливым соратником являлся главный хормейстер и дирижер У. И. Авранек, усилиями которого вырос и окреп в своих выдающихся художественных качествах хор Большого театра. Вступивший в 1915 году сначала в качестве хормейстера Н. С. Голованов, блестяще и разносторонне одаренный музыкант, скоро выдвинулся в качестве одного из основных дирижеров Большого театра. Таким образом в Большом театре уже в начале XX века был собран полноценный и здоровый музыкально-исполнительский коллектив, способный обеспечить устойчивый и прочный ансамбль и высокий художественный уровень спектаклей.