Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

В. Д. Тихомиров ("Мастера Большого театра"), часть 2

Ранее: 1

На уроке Василий Дмитриевич постепенно вдохновлялся, и комбинации, одна другой лучше, лились каскадом, вплетаясь ажурной тканью в учебный процесс. Никогда он не давал нам один и тот же урок. Каждый день мы получали интересные сочетания движений. Наш учитель обладал секретом так рассказать комбинации, сидя на стуле, что ему очень редко приходилось самому их показывать. Кстати сказать, Волынский после посещения нашего урока писал: «Мне приходилось посещать некоторые уроки в школе при Большом театре, и я уходил — скажу откровенно — очарованный тем, что там делается. На своем стуле педагог Тихомиров производит огромное впечатление, он сыплет хореографическими бриллиантами, и молодые ученики подхватывают их с упоением и одушевлением».

Василий Дмитриевич Тихомиров вошел в историю преподавания классического танца как один из величайших педагогов-новаторов, сохранивший грядущим поколениям классический танец. В день тридцатилетия его творческой деятельности балетная труппа Большого театра преподнесла ему адрес, в котором говорилось: «Вы видите на этой сцене почти исключительно своих учениц и учеников, которые если и сделали что-либо для родного искусства, то только благодаря Вашему неустанному труду».

Василий Дмитриевич щедро отдавал все, чем он владел, своим ученикам. Он писал: «Артист — мой кумир на сцене, и на создание его я не жалел сил. Весь мой опыт и знания я вложил в своих учеников, с тем чтобы они вели вглубь и вширь дело классической хореографии ». В годы, когда Василий Дмитриевич стал педагогом нашей группы, мы еще часто видели его танцующим во всех балетах Большого театра. Не зная его молодым, мы не замечали его начинающей полнеть фигуры. Для нас Тихомиров был образцом правильности и безупречной техники классического танца, образцом актерского мастерства в искусстве хореографии. Василий Дмитриевич исполнял еще все ведущие партии в балетах. Это Базиль в «Дон Кихоте», принц Дезире в «Спящей красавице», Зигфрид в «Лебедином озере», Солор в «Баядерке», Конрад в «Корсаре», Жан де Бриен в «Раймонде», Джеймс в «Сильфиде», Феб де Шатопер в «Эсмеральде». В балете «Красный мацук» Тихомиров вначале исполнял одного из четырех Фениксов во втором акте в картине «Сон Тао Хоа», а затем перешел на роль капитана советского корабля.

Особенно запомнился мне Василий Дмитриевич в роли Конрада. Мы, ученицы, были заняты в четвертой картине третьего акта, после которой опускался тюлевый занавес и все участвующие становились невидимыми зрителю, но нам сквозь этот занавес отлично была видна следующая картина — «Грезы». Это был танцевальный дуэт Медоры — Гельцер и Конрада — Тихомирова, поставленный А. А. Горским на музыку ноктюрна Шопена. В этом поэтическом дуэте все было необычным. В грезах Медоре являлся Конрад. Лица исполнителей были вдохновенны, глаза излучали счастье. Тихомиров не поднимал Гельцер в обычных поддержках. Он нежно приподнимал ее, слегка поддерживал на пуантах в деми-позах арабеска и аттитюда. Он то благоговейно склонялся перед ней, то стоял вытянувшись во весь рост, когда Гельцер нежно к нему прикасалась. Все движения плавно лились, переход их в позы не акцентировался. Пластическая выразительность дуэта говорила о большой любви, целомудренности, сдержанности чувств.

Каждый раз участвуя в «Корсаре», мы с нетерпением ждали, когда опустится тюлевый занавес и мы увидим этот шедевр. Совсем иным мы видели Василия Дмитриевича в роли Базиля в балете «Дон Кихот». Темпераментный, веселый, лукавый красивый испанец, влюбленный в Китри, Тихомиров превосходно танцевал, все мимические сцены с отцом Китри и претендентом в ее женихи стариком Гамашем. Я не помню других партнерш Тихомирова, кроме Гельцер. Оба они были уже немолоды, но их исполнение всегда отличалось высоким профессионализмом, вершиной которого было па-де-де последнего акта «Дон Кихота».

Василий Дмитриевич был широкообразованным человеком. Он свободно владел французским, немецким, английским языками, мог объясняться на итальянском. Регулярно посещал музеи, симфонические концерты, вернисажи. Увлекался классиками русской и иностранной литературы. Любил Пушкина, Жуковского и других поэтов. Тихомиров был тонким ценителем живописи. Увлекался Крамским, Перовым, Репиным, Мясоедовым и другими русскими художниками. Часто Василий Дмитриевич рекомендовал нам посетить ту или иную художественную выставку или пойти на концерт симфонической музыки. Наш учитель стремился воспитать в нас чувство прекрасного, чтобы мы, как и он, жили не только в искусстве хореографии, но и хорошо понимали и ценили живопись, музыку, поэзию.