Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Краткая биография. Часть 2.

Ранее: 1.

Верная и кроткая подруга Садко, Любава — Борисенко искренна и простодушна. Это бесхитростная и любящая русская женщина. С большой задушевностью исполняет артистка ее грустную арию (ожидание Садко в третьей картине); полна светлой радости ее встреча с любимым после разлуки в финале оперы. Артистка глубоко прочувствовала образ Любавы, сумела сжиться с ним и полюбить его.

Роли «Марфа» и «Кончаковна»

Одна из интересных и трудных ролей, с успехом исполняемых В. Борисенко,— Кончаковна в опере Бородина «Князь Игорь». Вокальная партия Кончаковны необычайно сложна. Ее томная каватина, выражающая напряженное ожидание свидания с Владимиром, полна восточной неги. Открытое, страстное чувство слышится в дуэте встретившихся влюбленных. Молодая певица не сразу полностью овладела этой сложной партией, но, неуклонно, напряженно работая, она добилась значительных успехов, и можно быть уверенным, что в недалеком будущем Кончаковна будет одной из лучших партий Борисенко.

Марфа в «Хованщине» Мусоргского — образ чрезвычайно своеобразный не только в музыкальном и вокальном отношениях, но, прежде всего, в психологическом смысле. Марфа — раскольница, энергичная участница общественно-религиозного движения в конце XVII века. Она—одна из главных вдохновительниц борьбы темной, отживающей Руси, «раскола», против прогрессивной деятельности Петра I. Марфа, как и другие действующие лица оперы, гениально охарактеризована Мусоргским именно как человек своего века. Все в ней, начиная от гадания о судьбе и кончая диким, фанатическим решением сгореть заживо,— порождение той мрачной эпохи. И вместе с тем, личные, душевные качества Марфы показаны Мусоргским с глубокой симпатией. Ее страдания горячо любящей и оскорбленной в своем чувстве женщины ее страстное влечение к Андрею Хованскому, ее тоска и горе понятны и естественны.

Прочувствовать образ Марфы во всей его сложности, противоречивости и жизненной убедительности и воссоздать его в опере - эта задача необыкновенно ответственна и вместе с тем заманчива для молодой артистки. В. Борисенко работала над партией Марфы настойчиво и упорно, с огромным увлечением и волнением. Старшие товарищи, лучшие исполнительницы партии Марфы — М. П. Максакова и В. А. Давыдова — отнеслись к молодой певице чутко и заботливо: они помогали ей советами, ободряли и поддерживали артистку, когда она в первый раз выступала в этой роли. Исполнение В. Борисенко оказалось серьезным и убедительным. Исключительно эмоциональная, искренняя певица, она особенно выделяла моменты, связанные с личной драмой Марфы. Очень выразительно прозвучала у нее широкая песня Марфы, в которой высказана ее глубокая тоска о милом, о прошлой любви: Исходила младешенька Все леса и болота... Борисенко удачно справляется с вокальной партией Марфы, вкладывает в свое исполнение много творческого волнения и тепла; хотелось бы только большей сдержанности, величественности и суровости, более основательного вникания в эпоху,— и тогда Марфа-Борисенко станет еще ближе тому сложному и глубокому психологическому образу, который создал Мусоргский в своей гениальной опере. В этом отношении молодая артистка должна следовать примеру М. П. Максаковой и В. А. Давыдовой.

Талантливая певица с яркими музыкальными данными, непосредственная, искренняя и обаятельная, В. Борисенко дала несколько сольных концертов с разнообразными, интересно составленными программами. Очень любит она романсы Рахманинова, Чайковского, Шуберта, Шумана, Листа, Шапорина. В театре ей предстоит серьезная работа над образом Кармен («Кармен» Бизе). Но самое горячее желание молодой артистки — создать героический советский образ, поработать над новым интересным и увлекательным произведением советского композитора, постановку которого до сих пор не удалось осуществить в Большом театре. Веронике Борисенко присвоено в юбилейные дни звание заслуженной артистки РСФСР.