Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Краткая биография. Часть 1.

Борисенко

Борисенко училась в Свердловской консерватории (1941 —1943), а потом поступила в аспирантуру Киевской консерватории, также находившейся тогда в Свердловске (класс проф. Евтушенко). Вместе с консерваторией выехала она в освобожденную столицу Украины, где продолжала занятия в аспирантуре и одновременно выступала в опере. Выдающееся дарование молодой певицы стало широко известно в 1945 году, когда она выдвинулась на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, завоевав одну из первых премий; тогда же она получила приглашение в Московский Большой театр. Голос Вероники Борисенко по красоте, выразительности и богатству красок справедливо сравнивают иногда с изумительным голосом Н. А. Обуховой. Но, конечно, молодой певице нужно еще долго и упорно работать над собой, непрерывно совершенствовать свое вокальное, музыкально-исполнительское и артистическое мастерство, чтобы добиться того высочайшего совершенства, которое представляет нам классически прекрасный творческий облик Н. А. Обуховой.

В. Борисенко, обладающая огромным по объему и исключительно красивым по тембру меццо-сопрано, подкупает не только своеобразием звучности и большой музыкальностью исполнения, но также той выразительностью, эмоциональностью, большой сердечной теплотой, которую артистка вкладывает в свое пение. С первых своих выступлений на сцене Большого театра в партии Ганны («Майская ночь» Римского-Корсакова) молодая певица проявила выдающиеся вокальные способности. Летом 1947 года В. Борисенко побывала на Всемирном фестивале демократической молодежи в Праге, где получила первую премию на конкурсе вокалистов.

Борисенко-Груня

Лучшей ролью артистки в Большом театре была роль Груни в опере А. Серова «Вражья сила». Настоящая русская красавица, белокурая, с румянцем во всю щеку, смеющаяся, бойкая и жизнерадостная, появлялась Груня — Борисенко во втором действии оперы, сразу завладевая вниманием зрителей. Непринужденно и задорно, слегка приплясывая и кокетливо поглядывая на гостей, девушка пела игривую, веселую песенку: Ах, никто меня не любит... Очень просто и тепло исполняла Борисенко всю сцену разочарования Груни в Петре, ее искреннего девичьего горя. И очень естественно переходила она к насмешкам над Петром, стремясь наказать его своим безразличием остро высмеять, помучить за обиду... Образ Груни — русской девушки прошлого — Борисенко сумела сделать живым, ярким и внутренне содержательным. Привлекали ее энергия, вольнолюбие, нежелание идти на компромиссы. Сильная, цельная и прямая, Груня у Борисенко вырастала в жизненно убедительный, реалистический образ. За исполнение этой партии молодая певица — первая среди оперной молодежи театра — была удостоена в 1947 году Сталинской премии.

Борисенко-Любава

Разумеется, успех молодой артистки был обусловлен не только ее личным дарованием и напряженной работой. Очень много помогли ей занятия со старшими товарищами — большими специалистами и опытными артистами — Е. К. Катульской, Н. С. Головановым. Под их непосредственным руководством были подготовлены также партии Любавы в опере Римского-Корсакова «Садко» (1949) и Марфы в опере Мусоргского «Хованщина» (1950). Работая над образом Любавы, Борисенко писала: «Чем больше я работаю, тем яснее вижу все особенности и трудности — и сценические, и дикционные, и вокальные, которые необходимо преодолеть исполнительнице... Наши руководители и старшие товарищи — Н. С. Голованов, Б. А. Покровский, Е. К. Катульская — оказывают мне большую помощь, облегчают мой труд, и я глубоко благодарна им за это» («Советский артист», 1949).

Продолжение...