Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творчество Ростислава Захарова (1958 г), часть 2.

Ростислав ЗахаровРанее: 1.

Через некоторое время труппа переехала в Киев, где молодой артист проработал до 1929 года. В этот период Ростислав Владимирович начал заниматься и педагогической деятельностью, организовав балетную студию. В Киеве же началась и балетмейстерская работа Захарова. Впервые он поставил танец в драматическом спектакле «Эсмеральда», где заглавную роль играла Д. Зеркалова, ставшая впоследствии известной артисткой. В тот же период балетмейстер поставил и первый свой танец, который с успехом исполнял затем в концертах. Это был «морской танец», в который он вложил всю свою любовь к морю, сохранившуюся с детских лет. И первым поставленным им в Киеве балетом был «Сон моряка» (музыка Шеффера). Ростислав Владимирович сам написал либретто этого балета и танцевал в нем партию капитана корабля. Летом 1929 года, вместе с группой артистов Киевского театра оперы и балета, он был приглашен в качестве балетмейстера-постановщика в Саратов и Астрахань (в театр музыкальной комедии и балета). Здесь он ставил танцы во всех опереттах и осуществил свою первую большую балетную постановку — «Дон-Кихот».

Решив стать балетмейстером и целиком посвятить себя этой работе, Р. Захаров вскоре понял, что ему необходимо продолжить учебу. Специальных высших учебных заведений для хореографов тогда еще не было, и он поступил в Ленинградский институт сценического искусства им. А. Н. Островского на отделение драматических режиссеров. По окончании этого института Захаров был направлен на практику в Ленинградский театр оперы и балета, где и работал в качестве режиссера-ассистента оперы. В 1932 году он поставил танцы в «Хованщине», после чего ему была поручена постановка балета «Бахчисарайский фонтан». Затем последовала премьера «Утраченных иллюзий» (по мотивам романов Бальзака). Одновременно с работой в театре Захаров выступал на концертной эстраде как исполнитель и постановщик танцев. Много сил и энергии уделил он работе в красноармейской и краснофлотской самодеятельности. Особенно продолжительной была его творческая дружба с советскими моряками, с которыми он ходил даже в учебный поход на линкоре «Марат».

В 1936 году Захаров был переведен на работу в Большой театр, где осуществил постановку балета «Бахчисарайский фонтан». Значительным творческим этапом в его работе явилась постановка оперы «Руслан и Людмила» (1937), которую В. И. Немирович-Данченко назвал блестящей. С каждым новым спектаклем росло и совершенствовалось мастерство Захарова, который к этому времени выдвинулся уже в ряды ведущих режиссеров-балетмейстеров советского театра. В 1938 году он ставит балет «Кавказский пленник», а вслед за этим осуществляет постановку «Дон-Кихота» в новой редакции. После танцев в опере «Иван Сусанин» он, в начале 1941 года, ставит балет «Тарас Бульба» Соловьева-Седого. Во время Великой Отечественной войны в Куйбышеве, куда был временно эвакуирован Большой театр, он осуществляет постановку опер («Вильгельм Телль» и «Кармен»). В это же время в Куйбышеве была организована экспериментальная театральная студия с драматическим, вокальным и хореографическим отделениями. Художественным руководителем этой студии, из которой вышел ряд одаренных артистов, был Р. Захаров. После возвращения Большого театра в Москву первой новой постановкой Захарова был балет «Золушка».

Сказка о бедной Золушке и ее чудесной судьбе, изобретательно переложенная на язык танца, прозвучала на сцене Большого театра необыкновенно поэтично и вдохновенно. Великолепная, хореографически выразительная музыка Прокофьева, блестяще задуманные и осуществленные танцы, красочные декорации, написанные П. Вильямсом, — во всем этом чувствовалось внутреннее единство и цельность. Зрителям особенно запомнилась сцена с гигантским зеркалом, способствующим созданию сказочной атмосферы представления. Постановка массовой танцевальной сцены, отражающейся в этом огромном зеркале и построенной на совпадении движений двух совершенно однотипных танцевальных групп, свидетельствует о большой выдумке режиссера и художника. Замечательно удалась также сцена появления феи-нищенки, которую гонит черствая мачеха Золушки. Особенно выразителен здесь танцевальный рисунок роли Золушки, отдающей нищей старушке последний кусок хлеба. Даже такая тривиальная сцена, как бал во дворце, которая,неизменно повторяясь в каждом балете, обычно является лишь фоном для балетного дивертисмента, в «Золушке» насыщена сквозным действием, продуманными и глубоко осмысленными ситуациями и оригинальными сценическими положениями. Поэтична сцена с оживающими часами-карликами, танцующими своеобразный «танец времени». Неослабевающая выдумка постановщика чувствуется и в сцене исчезновения Золушки, когда влюбленный принц мечется по бесконечным дворцовым анфиладам, раскрывающимся в медленном движении декораций. Вслед за «Золушкой» Захаров поставил балеты «Барышня-крестьянка» и «Медный всадник» в Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова и в Большом театре Союза ССР.

Наряду с балетмейстерской работой Захаров много времени и сил уделяет педагогической работе. В течение ряда лет он являлся директором и художественным руководителем Хореографического училища Большого театра. Он руководит кафедрой хореографии в Государственном институте театрального искусства им. А. В. Луначарского и является педагогом основной дисциплины — «искусство балетмейстера». В 1950 году состоялся первый выпуск артистов балета — учеников Захарова, среди которых можно найти представителей многих национальностей, населяющих нашу страну, и студентов — посланцев стран народной демократии. Захаров неоднократно участвовал в организации всесоюзных смотров народного творчества (ВЦСПС, Трудовых резервов) и ставил заключительные концерты на сцене Большого театра. В 1945 и 1946 годах он был одним из художественных руководителей физкультурных парадов, в 1947 году возглавлял делегацию советского классического балета на I Всемирном фестивале демократической молодежи и студентов в П pare, а в 1949 году — делегацию на II Всемирном фестивале демократической молодежи и студентов в Будапеште.

Темпераментный, живой, он с головой погружен в увлекательный мир танцевального искусства. Эту влюбленность Ростислава Владимировича в свое дело характеризует происшедший с ним однажды комический случай. Захаров работал над постановкой «Кавказского пленника». Готовя сцену на катке, в поисках выразительных танцевальных движений, он репетировал дома роль конькобежца. Как раз в этот момент вошла женщина-почтальон и, увидев бешено кружащегося по комнате Захарова, сочувственно спросила у жены балетмейстера: — Бедненький, и часто это у него бывает?.. Беседуя с кем-нибудь, Ростислав Владимирович вытаскивает вдруг из кармана коробку с папиросами и стремительно набрасывает на крышке деталь балетного движения. Вот эта «одержимость» своим искусством является одним из тех качеств Ростислава Владимировича Захарова, которые помогли ему стать выдающимся балетмейстером советского театра.