Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творчество Раисы Стручковой

Раиса СтручковаНа отчетном концерте пятого и шестого классов училища, состоявшемся в одном из московских клубов, она танцевала сольную партию Весны (музыка Грига), а вскоре после этого участвовала в шедшем на сцене филиала Большого театра балете «Аистенок», грациозно танцуя партию маленького аистенка. В 1944 году на выпускном экзамене она с блеском исполнила партию Одетты—Одиллии (второй и третий акты «Лебединого озера») и сразу же была принята солисткой в балетную труппу Большого театра, на сцене которого она вскоре танцевала партию Красной шапочки в «Спящей красавице».

В 1945 году балерина выдержала серьезное испытание, создав пленительный образ озорницы Лизы в «Тщетной предосторожности». Ей отлично удались переходы от непринужденного веселья к мечтательной лирике сцен, в которых Стручкова тонко рисует первое чувство, зародившееся в сердце девушки. В этой партии она показала широту диапазона своего дарования, прекрасно сочетая лукавый юмор с задумчивой грацией, мягкую задушевность с молодым задором. Партия Лизы в «Тщетной предосторожности», исполненная Стручковой на сцене Большого театра, оказалась одной из удачнейших в обширной галерее сценических образов, созданных балериной. Очень скоро Раиса Стручкова заняла видное место на балетной сцене. Она с успехом участвовала в танце невест («Лебединое озеро»), трех апельсинов («Золушка»), исполняла вариацию с колокольчиками в «Бахчисарайском фонтане».

Большим событием в ее творческой жизни было исполнение партии Золушки в балете Прокофьева. Успех балерины нужно считать особенно значительным, если принять во внимание, что ей пришлось танцевать партию Золушки вслед за такими мастерами балетной сцены, как Уланова, Семенова и Лепешинская. Артисты вспоминают, как велик был интерес всей балетной труппы к работе Стручковой над ролью Золушки. В репетиционном зале собрались: Уланова, Лепешинская, Лавровский, Захаров, Файер, чуть ли не вся молодежь. Раисе Степановне устроили овацию, — настолько обаятельным оказался созданный ею образ Золушки, полный душевной красоты, чистоты и трогательной наивности.

Раиса СтручковаВслед за ролью Золушки Стручкова создает образ Марии в «Бахчисарайском фонтане». Вот она, еще почти девочка, шаловливая и беспечная, танцует на своем первом в жизни балу в старинном парке дедовского поместья. Ее стремительные взлеты символизируют радостный порыв юности — так легко и свободно плывет она в воздухе. Совсем другой предстает она перед зрителем в покоях Гирея, подавленная своим одиночеством и показным великолепием восточного дворца. Мария вспоминает о родном доме. Девическая резвость и шаловливое кокетство сменились тоской по родине. Задумчивый танец передает сложную гамму ее скорбных душевных переживаний. Необычайно выразительна вся хрупкая фигурка артистки и, в особенности, ее тонкие трепетные руки, которые с такой решительностью отстраняют пытающегося приблизиться к ней хана Гирея.

С таким же мастерством Стручкова перевоплотилась в обаятельную пионерку Олю в балете «Аистенок», столь близкую жизненному облику балерины — активной общественницы, непременной участницы всех начинаний комсомольцев школы и театра. С блеском выступив в «Золушке» и «Бахчисарайском фонтане», Стручкова заняла ведущее положение на балетной сцене Большого театра. Ее репертуар быстро пополнился новыми партиями. Она танцует Жанну в балете «Пламя Парижа», Тао Хоа в «Красном маке», Джульетту в «Ромео и Джульетте», Паскуалу в «Лауренсии», Фадетту и Жизель в одноименных балетах.

Надолго запомнилось первое выступление балерины в «Спящей красавице». Ее Аврора покоряет удивительной грациозностью, красотой движений, полных радости танца, четкого и стремительного. Особенно удается ей адажио с розами. Раздавая цветы четырем кавалерам-принцам, она буквально летает по сцене, — так воздушны и плавны ее огромные прыжки. Очень убедительно передает она смену настроений принцессы, ее тоску в сцене с веретеном, радостный порыв при встрече с принцем в третьем акте.

Примечательна работа Стручковой над партией Параши в «Медном всаднике»; много нового внесла артистка в понимание этого трогательного пушкинского образа, с такой художественной силой воплощенного в музыке Глиэра. Чувствуется, как свято бережет Параша свое маленькое человеческое счастье в тесном, но таком уютном мире, рядом с любимой матерью и подругами. Она беззаботно танцует, напоминая птичку, порхающую в лучах солнца. Внезапно лицо ее омрачается. Парата — Стручкова задумывается над зловещей картой, выпавшей во время гадания,— но только мгновенье длится это раздумье. И вот она снова резвится во дворе маленького прибрежного домика, наслаждаясь счастьем молодости и своей любви к Евгению. Ярко воплощает она в танце безоблачность светлого девичьего чувства, и тем острее ощущается резкий контраст с полной огромного драматизма сценой бури, которая внезапно безжалостно врывается в жизнь Параши и грозит уничтожить ее счастье, ее семью.

Раиса СтручковаС большим эмоциональным напряжением рисует Стручкова в танце трагический поворот в судьбе Параши, обреченной на гибель. В 1947 году Стручкова участвовала в I Всемирном фестивале молодежи и студентов в Праге, где артисты балета Большого театра получили первую премию. С большим успехом выступала она и на II Всемирном фестивале молодежи и студентов в Будапеште в 1949 году, получив первую премию. С неизменным успехом представляла Стручкова советское искусство далеко за пределами нашей Родины. Она выступала во Франции, Швейцарии, Дании, Швеции, Финляндии и почти во всех странах народной демократии. Во время гастролей артистки в Финляндии особый успех выпал на ее долю в «Лебедином озере».

Величайшим испытанием для каждой балерины является исполнение резко контрастирующих партий Одетты и Одиллии. Обычно, в зависимости от творческого облика балерины, ей больше удается Одетта или Одиллия. Но когда смотришь в «Лебедином озере» Стручкову, трудно отдать предпочтение ее трогательной принцессе лебедей Одетте или наделенной демонической силой обольщения коварной Одиллии. Выразительные движения рук символизируют плавное скольжение белоснежного лебедя по глади озера, сказочно прекрасен создаваемый артисткой поэтичный образ хрупкой Одетты.

Но вот ее сменяет дочь кудесника — злая искусительница Одиллия, пытающаяся соблазнить принца, заставить его забыть нежную и мечтательную Одетту. Так обаятелен ее темпераментный танец, так крылаты прыжки, сменяющиеся воздушными пируэтами, исполняемыми в вихревом темпе и словно покрывающими всю огромную сцену витками каких-то сказочных кружев, так ослепительны безупречные фуэте... И зритель одинаково искренне аплодирует и Одетте и Одиллии, восторгаясь мастерством Раисы Стручковой-, ее даром сценического перевоплощения. Во время гастролей балета Большого театра в Лондоне английские газеты характеризовали Стручкову как «балерину и актрису великолепных способностей и техники». Можно добавить лишь, что техника Стручковой всегда подчинена ее творческим замыслам, неизменно отличающимся психологической глубиной и стремлением к правдивости чувств, воплощаемых в хореографических образах.