Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Биография

Павел Григоров

Эти трудности были преодолены П. Григоровым, что свидетельствует о его значительных дирижерских способностях. Однако молодому дирижеру предстоит еще значительная работа над большей слаженностью хоров и ансамблей; ему следует внимательнее подойти к выявлению характера каждого музыкального образа.

Детство Павла

Павел Павлович Григоров родился в Москве в 1916 году, в семье служащего. Семья отличалась большой музыкальностью: отец будущего дирижера прекрасно играл на балалайке, мать пела и участвовала в драматическом кружке. Когда мальчику было полтора года, умер отец, мать с сыном переехала в провинцию. Первые детские музыкальные впечатления П. Григорова связаны с народными песнями. Совсем еще маленьким ребенком он пытался играть, выстукивая ритмы песен и танцев на деревянных ложках, пробуя свои силы на гармони. Большая музыкальная одаренность мальчика обратила на себя внимание родных, было решено отправить его в Ленинград на пробу в Государственную хоровую капеллу, которой руководил профессор М. Г. Климов.

Десяти лет П. Григоров был принят во второй класс и начал обучаться в капелле (пение, фортепиано, музыкальные и общеобразовательные предметы). С пятого класса мальчик начал петь в хоре Большого оперного (б. Мариинского) театра, участвуя в детских сценах опер «Кармен» Бизе и «Пиковой дамы» Чайковского. В этот период ему пришлось познакомиться с лучшими певцами старшего поколения (П. 3. Андреевым, И. В. Ершовым, Н. А. Большаковым) и многими выдающимися дирижерами. Это знакомство с оперным театром, участие в его жизни горячо заинтересовало маленького музыканта.

С восторженным благоговением смотрел он на дирижеров, казавшихся ему волшебниками, одним мановением своей палочкой вызывающими к жизни чудесное произведение музыкального искусства. Музыкальные интересы и увлечения П. Григорова в годы учения был широки и разнообразны. Начиная с пятого класса, он одновременно с фортепиано стал обучаться игре на виолончели и валторне, а с шестого — перешел в старший хор и с увлечением принялся за хоровое дирижировании. После двух лег обучения на виолончели Григоров стал принимать участие в квартетах, а в 1933 году участвовал в Ленинградском смотре юных дарований и получил, как виолончелист, третью премию по городу.

Студенческие времена в консерватории

К окончанию своего обучения в капелле (1935) П. Григоров подготовил серьезную и обстоятельную концертную программу, позволяющую судить о широте его музыкального кругозора и фундаментальности профессиональной подготовки. На заключительном концерте-экзамене он исполнил «Фантазию для валторны» своего соученика композитора Краснова, играл на виолончели с оркестром концерт Сен-Санса, а также продирижировал симфоническим оркестром «Свадебное шествие» из оперы А. Рубинштейна «Фераморс». Подготовленные им обширные программы по фортепиано и хоровому дирижированию показывать не пришлось — это уже превосходило всякие экзаменационные требования. В том же году П. Григоров был принят в Ленинградскую консерваторию по двум специальностям: виолончели и валторне. Однако через полгода пришлось прервать занятия, так как по семейным обстоятельствам будущий дирижер должен был переехать в Москву.

Переведясь в Московскую консерваторию сначала только по классу валторны (проф. Ф. Ф. Эккерт), Григоров в 1938 году поступил одновременно на третий курс дирижерско-хорового факультета, и в 1940 году окончил курс по обеим специальностям, получив два диплома с отличием. Последнее время (с 1938 г.) он совмещал учебу с работой в оркестре Большого театра (валторнист), а затем и в качестве хормейстера (сначала стажер, потом был оставлен в штате); в это же время начал снова заниматься симфоническим дирижированием под руководством профессора Александра Гаука.

Армия и аспирантура

В 1940 году П. Григоров был призван в Красную Армию на действительную службу, которая продлилась до окончания Великой Отечественной войны. Три года из пяти, проведенных на военной службе, П. Григоров находился в действующей армии. После демобилизации в 1945 году он вернулся в оркестр Большого театра, поступив одновременно в аспирантуру Московской консерватории на дирижерское отделение теоретико-композиторского факультета (руководитель — доцент Н. П. Аносов). В эти годы (1946—1949) молодой дирижер, помимо подготовки концертных программ с симфоническим оркестром, много работал над оперными постановками консерваторской студии. Он дирижировал девятью оперными спектаклями, среди которых «Служанка-госпожа» Перголези, «Аптекарь» Гайдна, «Дон Жуан» Моцарта, «Царская невеста» Римского-Корсикова, «Севильский цирюльник» Россини, «Алеко» Рахманинова и др.

К моменту окончания аспирантуры П. Григоров уже зарекомендовал себя как одаренный дирижер с большим мастерством и безупречным музыкальным вкусом. В своем дипломном концерте он дирижировал интересной и разнообразной программой, составленной из произведений русской и западноевропейской классики (третья симфония Бетховена, 2-й концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова, симфоническая фантазия «Гамлет» Чайковского). В 1949 году Григоров был по конкурсу зачислен дирижером-ассистентом оперы Большого театра, и в первом же сезоне его пребывания на этой работе (весной 1950 г.) он уже дирижировал спектаклями «Галька» Монюшко и «Проданная невеста» Сметаны. В следующем сезоне (1950/51 г.) ему доверили самостоятельные постановки новой оперы М. Красева «Морозко» и возобновленного «Севильского цирюльника» Россини.

В гуще общественной жизни

Постоянно работая над собой, совершенствуя свои профессиональные знания и исполнительское мастерство, молодой дирижер никогда не отрывался от общественной жизни коллектива. В годы учения он был комсомольцем, теперь член ВКП(б); окончив университет марксизма-ленинизма, работает пропагандистом Большого театра (ведет занятия в партшколе, руководит группой по изучению биографии И. В. Сталина). П. Григоров с увлечением занимается и педагогической деятельностью. В настоящее время он преподает дирижирование хором в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных.

Попутно П. Григоров не оставляет концертной деятельности. Он выступает с Государственным симфоническим оркестром в интересных программах — главным образом из произведений русских классиков и советских композиторов. Молодой дирижер, с большим увлечением работавший над постановкой оперы «Морозко», мечтает приложить свои силы к созданию оперы на советскую тему. Он творчески связан с композитором Н. Макаровой, готовящей в настоящее время оперу о Зое Космодемьянской.