В 1939 году молодая певица вышла замуж за рабочего-слесаря (М. Соколова) и с тех пор носит фамилию мужа. В том же году, все еще продолжая заниматься у К. А. Кандауровой, она поступила в Ансамбль ВЦСПС, сначала в качестве хористки, потом солистки. Во время войны, находясь в Москве, Н. Соколова работала в Гастрольбюро, принимая участие в различных концертах по Московской области. 21 мая 1944 года молодая певица, тщательно подготовив со своим педагогом серьезную программу,— главным образом из оперных отрывков,— пришла на вступительный конкурс в Большой театр. Теперь уже она блестяще владела всеми выразительными средствами своего сочного, яркого голоса, и на пробе в Бетховенском зале ошеломила всех присутствовавших безукоризненным и глубоко прочувствованным исполнением таких исключительно сложных вещей, как парня Лизы из оперы «Пиковая дама» Чайковского, ария Аиды из третьего действия оперы Верди «Аида» и романс Сантуцци из оперы Масканьи «Сельская честь».
Н. Соколова стала солисткой Большого театра. Первым ее дебютом в конце 1944 года была небольшая жанровая роль — Ольга в опере Даргомыжского «Русалка», с которой певица легко справилась, показав не только свой великолепный, ясный голос., но и умение свободно, естественно держаться на сцене. Живо и непосредственно исполнила она изящную песенку Ольги:
Как у нас на улице
Муж жену молил...
Не менее успешным оказалось выступление Н. Соколовой в роли пажа Стефано в опере Гуно «Ромео и Джульетта». Артистке удалось понять сущность образа. Огромный диапазон голоса позволил ей без всякого труда исполнить эту партию, рассчитанную на меццо-сопрано, но в то же время отличающуюся значительными виртуозными трудностями, особенно в песенке из третьего действия «Птичку берегите». Удался ей и внешний образ пажа Стефано — ловкого, веселого и задорного юноши. Н. Соколова исполнила также партию Фраскиты в опере «Кармен» Визе и подготовила Веру Шелогу в одноименной опере Римского-Корсакова. Но выступить в этой последней роли не пришлось. Н. Соколова была целиком поглощена новой работой, на этот раз — одной из центральных в опере: ей поручили партию Даши в опере Серова «Вражья сила».
Даша — настоящий лирический образ искренне преданной женщины, самоотверженно любящей своего непостоянного, увлекающегося мужа Петра. С исключительной мягкостью и теплотой исполняла Соколова эту партию. Непосредственная, глубоко чувствующая музыкальный образ, она покоряет содержательностью своего творчества, способностью быть на сцене живым человеком, полным естественного чувства. Особенно захватывало ее исполнение в последнем действии оперы «Вражья сила», когда Даша соглашается на смерть, чтобы развязать руки Петру, полюбившему Груню. С какой подкупающей искренностью Даша — Н. Соколова обращалась к Петру, как нежно и трогательно звучал ее свежий, ясный голос, и слушатель понимал невольно, что Петр не мог не раскаяться, что он неизбежно должен был новыми глазами взглянуть на свою Дашу, понять и оценить всю красоту ее души... Даша была первой значительной художественной победой Н. Соколовой, первым созданным ею прекрасным и цельным образом русской женщины.
Следующей крупной партией, которую получила Н. Соколова в театре, была партия Лизы в «Пиковой даме» Чайковского. И здесь, так же как и при исполнении партии Даши, Н. Соколова сумела глубоко вжиться в образ русской девушки, горячо любящей и трогательной в своих незаслуженных страданиях. С огромным увлечением, с истинным проникновением в образ Лизы Н. Соколова передает и моменты огромного, страстного подъема (монолог «О, слушай, ночь!» во второй картине), и полную сдержанного страдания арию из шестой картины («Ах, истомилась, устала я»), напоминающую тоскливые девичьи народные русские песни о горькой судьбе, о разлуке с любимым... Именно такова Лиза у Н. Соколовой — прежде всего, это настоящая русская девушка с правдивым и чистым сердцем, не способная перенести гибели своих надежд.
Самой яркой творческой удачей Н. Соколовой оказалась партия Гальки в одноименной опере С. Монюшко. Готовя эту партию, молодая певица долго и упорно занималась, много думала, искала в образе Гальки те близкие черты, которые могли сделать ее совершенно родной, помочь сжиться с ней, как со своим двойником. Результат ее серьезной и скромной, но очень вдумчивой и упорной работы превзошел даже самые смелые ожидания окружающих. Н. Соколова настолько сжилась со своей Галькой и так тепло, просто и задушевно передает ее драму, что поражает и захватывает слушателей с первого же своего выхода и до последней фразы... В ней нет ни тени сентиментальности, надрыва или нарочитого сгущения красок в трагических сценах. В моментах нежных и драматически напряженных она одинаково естественна и трогательна, и тем сильнее впечатляет образ несчастной Гальки, тем более глубокое чувство возмущения и протеста вызывает жестокость пана Януша. Партия Гальки привлекла к талантливой певице широкое общественное внимание. Критика единодушно отмечала блестящие успехи молодой певицы, ее неуклонный рост, предсказывала ей блестящее будущее. Товарищи — артисты театра, близко знающие и любящие Н. Соколову, поздравляли ее.
В настоящее время артистка репетирует роль Елены в опере Ю. Шапорина «Декабристы». Достаточно свободно владеющая своим свежим и сильным голосом, Н. Соколова должна еще серьезно поработать над чистотой и точностью интонации. Если она сумеет достигнуть в этом решительного успеха, то сможет стать со временем настоящим мастером советского оперного искусства. В мае 1951 года Н. Соколова награждена орденом «Знак почета».