ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА (Продолжение)
В партии Грязного со мной выступали и другие исполнители: Сергей Иванович Мигай и Владимир Михайлович Политковский. Оба они были хорошими певцами и актерами, и каждый из них по-своему трактовал образ Грязного, подчеркивая в нем те качества, которые были наиболее близки каждому из них.
Василий Родионович Петров создавал эпический, спокойный образ старика Собакина, поражая слушателей красотой своего могучего баса. Ария в четвертом действии исполнялась им безукоризненно, голос звучал одинаково ровно и красиво во всех регистрах этой очень трудной по тесситуре для баса арии.
В партии Лыкова выступали: А. В. Богданович, А. И. Алексеев, С. Н. Стрельцов. Партию Бомелия исполняли вначале В. Р. Пикок, Ф. Ф. Эрнст, а позднее В. Л. Нардов. Это были талантливые характерные актеры и певцы, дававшие правдивый образ Бомелия — угодливого, подленького, похотливого. Бомелий играл большую роль в судьбе Люба-щи, и эти актеры очень помогали мне проводить труднейшую сцену второго действия.
На протяжении многих лет опера шла под управлением нескольких дирижеров: Купера, Ипполитова-Иванова, Штейнберга и Голованова.
Последние годы моего пребывания в театре оперой «Царская невеста» бессменно дирижировал Николай Семенович Голованов. Я любила петь с ним. Он вел спектакль с большим темпераментом, огнем и вдохновением. Был очень требователен, взыскателен и подчас суров. Но зато лицо его преображалось, когда он чувствовал, что у артиста большой творческий подъем, яркая музыкальная фраза...
После конца спектакля он обычно заходил к А. В. Неждановой и ко мне и благодарил за доставленное ему удовольствие. Заходили также и Л. Ф. Савранский, В. Р. Петров, и все друг друга благодарили.
Я пела в «Царской невесте» более двадцати лет. Партия Любаши — одна из моих любимых.
За эти годы опера несколько раз возобновлялась на сцене Большого театра и его филиала, в различных постановках, с различными декорациями. Образ моей Любаши, сохранивший в целом ранее задуманный рисунок, обогащался новыми деталями, отдельные фразы получали более глубокое, точное и определенное звучание. Большая работа, проделанная в период создания этого образа, была залогом того, что он с годами не тускнел.
Каждый спектакль «Царской невесты» заставлял меня заново волноваться, заново переживать судьбу моей героини — чистой, благородной русской девушки Любаши.
медленно сходит со ступенек и, подойдя вплотную к Хованскому, разъединяет его и Эмму. Глядя прямо в глаза ошеломленному Андрею, она угрожающе произносила: «Я здесь». А потом с горечью и насмешкой пела: «Так, так, княже, остался ты верен мне! Видно, скоро, мой любый, опостыла я... Не пора ли парню-то покаяться? Аль в боярской спеси больше разума, чем в страданье девицы покинутой?».
Андрей бросался с ножом на меня, я тоже быстро выхватывала из-под ряски нож и отражала удар, а потом пела полным голосом: «Только не тот конец тебе я уготовила, и не от моей руки сведешь ты счеты с жизнию». Отходя в сторону, подняв молитвенно руки и точно увидев видение, я восторженно пела: «Видится в горних обитель дивно пресветлая, и в ней, в луче чудесном, мчатся усопших души».
Появлялся Досифей с раскольниками. Он останавливал поднятую руку Андрея и властно произносил: «Стой! Бесноватые, почто беснуетесь?», и, обращаясь ко мне, приказывал: «Марфа, сведи-ко лютерку домой, да на пути защитой верной будь ей, чадо мое».
Я с благоговением подходила к Досифею и, делая поясной поклон, смиренно произносила: «Благослови, отче». Досифей благословлял меня словами: «Мир ти». Я ласково, по-матерински обнимала Эмму и медленно уходила с ней со сцены.
Иллюстрации к книге:
Гаппа. 1926