Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Оперная классика. Часть 2.

Ранее: 1.

Еще в 1949 году Плисецкая танцевала в первом акте «Дон-Кихота» уличную танцовщицу. Нужно обладать яркой индивидуальностью, чтобы создать запоминающийся образ танцовщицы, увлеченной минутной встречей с тореадором. Плисецкая воплощала темпераментный, колоритный характер испанки. Исполнение молодой балериной этой партии заслужило одобрение Г. С. Улановой и М. Т. Семеновой, а Ю. Ф. Файер, непревзойденный дирижер балета, сказал, что лучшей уличной танцовщицы он не знал. 10 марта 1950 года в молодежном составе спектакля «Дон-Кихот» (шел смотр творческой молодежи) Плисецкая впервые станцевала Китри. Роль Китри считается одной из труднейших во всем классическом репертуаре. Для балерины этот балет — серьезное испытание, так как она должна проявить себя в танцах самого различного плана: жизнерадостных, темпераментных танцах первого акта, академически строгих танцах «Сна Дон-Кихота» и, наконец, в знаменитом виртуозном па-де-де Китри и Базиля, известном как концертный номер во всем мире.

Балет «Дон-Кихот» построен на весьма несложном либретто, далеком от романа Сервантеса. Создание Л. Минкуса относится к той эпохе, когда к балетной музыке еще не предъявлялось серьезных требований. И все же этот балет в различных обличьях живет на русской сцене с шестидесятых годов прошлого века и входит в золотой фонд классического репертуара. Этим он обязан прежде всего хореографии А. А. Горского, созданной в 1900 году. Именно в этой редакции «Дон-Кихот» и идет на сцене Большого театра. Плисецкая любит партию Китри. В числе самых близких ролей она вслед за Одеттой—Одиллией всегда называет Китри. По ее словам, ей нравится этот балет потому, что он «танцевально труден и блистателен», потому, что «гениально поставленная Горским партия Китри эффектна, зажигательна, и балерина может показать в ней все свои возможности».

И действительно, в роли Китри со всей полнотой и блеском проявились самые сильные стороны дарования Плисецкой. Может быть, именно поэтому спектакль «Дон-Кихот» с ее участием — всегда праздник, яркий, солнечный, сверкающий весельем. Может быть, именно поэтому каждый раз так ждут появления его на афише москвичи. Может быть, поэтому на спектакль, когда танцует Майя Плисецкая, невозможно достать билеты. Шестнадцать лет прошло с тех пор, как Плисецкая впервые вышла на сцену в роли Китри, и неизменно на каждом спектакле в течение шестнадцати лет, услышав знакомые звуки оркестра перед выходом Китри, зрительный зал замирает, чтобы разразиться оглушительными овациями при появлении балерины. Первый акт у Плисецкой — это действительно «ослепительный танцевальный каскад». Выходная вариация исполняется Плисецкой как бы на одном дыхании и вся идет под бурные аплодисменты, так что балерина даже не слышит музыки до самого ее конца.

Вот она, Китри, — огневая, озорная королева испанской улицы, такая же сверкающая и яркая, как южное солнце. Она несется, как пламя, дух захватывает от быстроты, силы и точности ее движений. Она танцует, заражая своим темпераментом и весельем весь зрительный зал и сцену. В сильных, страстных, дерзких прыжках Китри — ее сильный, горячий и смелый характер. Пожалуй, ни одна исполнительница партии Китри не создавала такого крупного характера. В исполнении Плисецкой все логично, оправданны все ситуации и повороты сюжета — своенравная, волевая Китри верховодит всеми и всем. «Невероятно веселая, выдумщица. Любимица родителей. Любимица толпы», — так говорит о своей героине балерина. Китри безусловно доминирует над значительно более простодушным Базилем, влюбленным в нее цирюльником. Недаром именно она придумывает выход из всех переделок, в которые попадают влюбленные.

Продолжение...