Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творческий путь Марка Рейзена (Часть 2)

Ранее: 1.

Марк РейзенРумынская газета «Универсул» в статье о гастролях Рейзена отмечала: «Рейзен так хорошо, так правдиво передает жизнь изображаемых им персонажей, что забываешь о театре, и кажется, что присутствуешьп ри сцене, созданной не композиторами, а самой жизнью. Замечательно выразительны его простые движения рук. Он создает шедевры реалистического исполнения, в которых музыка, жест и слово исключительно гармонично сливаются в единое целое...» Такой же продуманностью и художественной законченностью отличается исполнение Рейзеном заглавной роли в патриотической опере Глинки.

«Сусанин — образ народной мудрости, — говорит Рейзен, — мудрости героической, действенной, самоотверженной. Это один из многих рядовых людей, любящих свою Родину, готовых на героические дела для ее защиты. Сусанин — человек от земли, кряжистый, бесхитростный, но его поведение отличает в нем человека высоких душевных качеств и возвышенной человеческой морали. Я никогда не придавал значения схоластическим спорам о том, каким должен быть оперный артист: поющим актером или играющим певцом. Спор это надуманный. Именно в партии Ивана Сусанина исполнитель должен быть и хорошим певцом, и хорошим актером...» Сильное впечатление производит сцена расставания с дочерью, согретая искренностью отеческого чувства. И вместе с тем в мягком, плавно льющемся голосе Рейзена ощутима непреклонность принятого им решения — отдать жизнь за Родину.

Каждый создаваемый образ Рейзен наделяет чертами яркого своеобразия. Он — великолепный Галицкий в бессмертной опере Бородина, озорной и беспутный князь-хищник. В роли Мельника в «Русалке» он достигает высокого драматизма, особенно в сцене безумия. С комедийным блеском исполняет он роль Фарлафа, превращаясь из трусливого горе-рыцаря в самоуверенного хвастуна. Наиболее ярко проводит он сцену с Наиной в лесу, которая завершается блестящим рондо. Рейзен отлично поет и лирико-героическую партию Руслана, создавая благородный сценический образ русского витязя. Перечисляя партии, спетые Рейзеном в русских операх, нужно назвать также Пимена в «Борисе Годунове», Гремина в «Евгении Онегине», Грозного в «Псковитянке», Томского в «Пиковой даме», Варяжского гостя в «Садко». Выдающимся достижением Рейзена по справедливости считается исполнение роли Досифея в «Хованщине». В трактовке певца Досифей предстает не только как раскольник и религиозный фанатик, но и как верный союзник реакционного боярства.

Марк Рейзен«Правда» в рецензии о «Хованщине» писала: «...конечно, елейность не к лицу этому дальнему отпрыску протопопа Аввакума. И в пении Досифея много повелительности, металлических звучаний. Здесь во всю ширь развернулся Рейзен-вокалист. Громадная мощь его голоса позволяет ему делать то, на что вряд ли решился бы другой певец с меньшими голосовыми данными. Рейзен — Досифей поворачивается лицом к своим сподвижникам и спиной к публике, но звук его голоса гремит во всем зале, как отраженный в исполинском резонаторе..» Ряд запоминающихся образов создал певец и в операх западноевропейских композиторов. Таковы, например, Нилаканта в «Лакме», Дон Базилио в «Севильском цирюльнике». Его Мефистофель в «Фаусте» — не традиционный «оперный бес», а умный скептик, высмеивающий бюргерское ханжество и лицемерие. Огромное значение придает певец декламационной выразительности пения, считая, что артист должен донести до слушателя каждое слово. Он много работает над лепкой каждого сценического образа.

«Вынашивание создаваемого образа, — говорит Рейзен, — процесс очень длительный. Оно не заканчивается и тогда, когда спета премьера оперы. С каждым новым спектаклем находишь какие-то новые черточки и детали, которые углубляют создаваемый образ, делают его более многогранным, а следовательно, и более художественным. Настоящая проверка образа — это только сцена, где окончательно формируется и совершенствуется роль». Наряду с работой на оперной сцене Рейзен ведет большую концертную деятельность. Его обширный камерный репертуар содержит свыше 150 романсов Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Бородина, Чайковского, Римского-Корсакова, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Брамса. Проникновенно поет он русские народные песни. В его камерных концертах всегда привлекает тонкость фразировки, подвижность его могучего голоса, артистичность исполнения, большой эмоциональный диапазон, простирающийся от лирики шедевра Бородина «Для берегов отчизны дальней» до юмора «Титулярного советника» Даргомыжского.

Рейзен постоянно участвует в симфонических концертах, исполняя сольные партии в девятой симфонии и «Торжественной мессе» Бетховена, в реквиемах Моцарта и Верди. Талантливый артист награжден двумя орденами Ленина и несколькими медалями. Имя М. О. Рейзена пользуется заслуженной популярностью в нашей стране и за ее рубежами.

Марк Рейзен Марк Рейзен