Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творческий путь Марка Рейзена (Часть 1)

Марк РейзенВ 1915 году Рейзен был призван в армию и отправлен на фронт. Во время боев в Галиции и Восточной Пруссии он был ранен и контужен, но после недолгого пребывания в госпитале снова возвращен в строй. Во время войны Рейзен организовал в своей роте кружок балалаечников, а сам научился играть на мандолине. Вернувшись с фронта, он поступил в Харьковский технологический институт. Однажды, во время вечеринки в университетском саду, когда юноша пел в хоре, исполнявшем народные песни, товарищи заметили, что его голос выделяется своей звучностью и силой. Один из друзей, без ведома Рейзена, записал его на приемные испытания в Харьковскую консерваторию. Вызванный, к своему удивлению, из зрительного зала, где он находился в качестве слушателя, Рейзен по предложению комиссии исполнил весь свой репертуар: солдатские песни и романс «Ямщик, не гони лошадей». Он отлично спел арпеджио, предложенное экзаменаторами, и был принят в Харьковскую консерваторию, поступив в класс профессора Бугомелли, который определил его голос как «бассо кантанто» (певучий бас). В консерватории молодой певец учился настолько успешно, что в первом же полугодии был переведен на второй курс, весной — на третий, а осенью 1918 года — на четвертый.

Смерть отца прервала занятия. Пришлось взять на себя заботы о содержании семьи и давать частные уроки. Буря гражданской войны пронеслась над Украиной. Рейзен часто выступал тогда в казармах. В холодных, сизых от махорочного дыма вокзальных залах красноармейские части, уходившие на фронт, слушали в его исполнении русские и украинские народные песни. В 1920 году Рейзен начал работать в Харьковском драматическом театре, исполняя небольшие эпизодические роли. Он продолжал также заниматься пением, самостоятельно, прошел некоторые оперные партии и вскоре на сцене полкового клуба впервые в жизни выступил в качестве оперного певца, с успехом спев партию Мефистофеля в «Фаусте». По настоянию друзей он пошел на пробу в Харьковский оперный театр. Дирекция предложила ему дебют в партии Пимена в «Борисе Годунове». Пел он хорошо и 1 января 1922 года был зачислен в труппу театра, в котором проработал три года, приобретя серьезный опыт и сценические навыки.

Марк РейзенВ декабре 1924 года он исполнил роль Мефистофеля в Ленинградском (б. Мариинском) театре оперы и балета и затем перешел в этот театр. Здесь он пел партии Нилаканты в «Лакме», Олоферна в «Юдифи», Грозного в «Псковитянке» и Бориса Годунова, а в Ленинградском Малом оперном театре исполнил роль рабочего Молотова в одной из первых советских опер «За Красный Петроград». В 1929 году Рейзен совершил гастрольную поездку по городам Западной Европы, с большим успехом выступив в Берлине, Париже и Лондоне. Начиная со следующего года он непрерывно работает в Большом театре, на сцене которого появлялся еще в 1928 году, будучи солистом Ленинградского театра оперы и балета.

Основное место в репертуаре Марка Осиповича занимают монументальные образы русской оперной классики. Выдающимся мастерством отмечено исполнение им роли Бориса Годунова. В этой роли, как известно, выступали многие русские певцы, включая великого Шаляпина, поэтому особенно большое чувство ответственности испытывает каждый бас, который готовит эту сложную партию. Долго и углубленно работал над ней Рейзен, изучал исторические материалы, книги, картины, гравюры. Но более всего стремился певец к идейно-психологической правдивости образа. Он хотел показать не только личную трагедию Бориса, но и непримиримую враждебность к нему народа.

Вот в сцене коронации — высокий, статный — шествует он в своем великолепном одеянии. Но какая глухая стена между ним и народом! Царь бросает свой властный, испытующий взгляд на окружающих, и глаза его наполняются печалью и страданием. Гибкие интонации голоса, выразительная мимика и жесты дают яркое представление о нарастающей душевной драме Бориса. Огромной напряженности достигает Рейзен в сцене галлюцинации Бориса. Здесь, наедине с собой, властолюбивый и гордый правитель сбрасывает маску гордого величия и предстает перед зрителем как человек, изнемогающий под тяжестью укоров совести.

Продолжение...

 

Марк Рейзен Марк Рейзен