Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творческий путь великой балерины (Часть 3)

Галина УлановаРанее: 1, 2.

В этой партии с огромной силой проявилась та исключительно яркая эмоциональность танца, которая так присуща Галине Улановой. Вот она остается одна в опустевшем зале у тела заколотого Мистраля. Словно застыв от горя, она удивительно правдиво передает чувство одиночества и беспомощности, овладевшее Мирель де Пуатье в эти минуты. Но раздаются звуки «Марсельезы». И беспомощное оцепенение сменяется энергичным порывом. Она бросается к поющей свою революционную песню толпе народа, потрясая найденным в руке убитого Мистраля документом — неопровержимым доказательством существования контрреволюционного заговора. В последнем акте Мирель де Пуатье — Уланова — уже подлинная дочь народа, делящая с ним все горести и радости. Окруженная ликующей толпой, она торжественно въезжает на колеснице, празднуя одержанную народом победу.

Большим этапом на творческом пути Улановой был балет «Бахчисарайский фонтан». Воплощение созданного гением Пушкина романтического облика польской девушки, томящейся в ханском гареме, представляло огромные трудности. Уже в первом акте, рисующем светлые девические годы Марии, балерина создает образ необычайной чистоты. Уланова высоко подымает свою героиню над окружающей средой, над спесивыми и надменными феодалами. По мере развития драматургической линии балета Уланова, для которой на первом плане всегда стоит правдивость и жизненная убедительность художественного образа, раскрывает цельность и непреклонность чувств Марии.

В конце первого акта, убив Вацлава, Гирей кидается к Марии, срывает с нее шарф и неожиданно застывает, потрясенный ее неприступной красотой. И здесь Мария—Уланова находит необычайную по пластической выразительности позу, передающую без слов внутреннюю духовную красоту героини. Надолго запоминает зритель сцену смерти Марии — одно из высших творческих достижений Улановой в этой партии. Стоящая у колонны Мария замирает под ударом кинжала ревнивой Заремы. Вот она в последний раз приподнимается и бессильно поникает. Угасает мелодия в оркестре, как еле теплящаяся жизнь в ее распростертом теле. И лишь на мгновение поднявшаяся рука трепещет подобно последним звукам этой скорбной мелодии... Мария в «Бахчисарайском фонтане» была ступенью, которая привела к вершине творчества Улановой — к образу Джульетты в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта». Дважды обращалась Уланова к этой партии: в 1940 году — в Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова и в 1946 году — в Большом театре. Но и после премьер балерина продолжает непрерывно совершенствовать свое исполнение партии Джульетты, находит все новые и новые детали и штрихи, позволяющие еще глубже постичь и раскрыть душевный мир героини.

Ни один из многочисленных образов, созданных балериной, не был так близок ее дарованию. Вот она еще наивная, застенчивая девочка с милыми, слегка угловатыми, ребяческими движениями. Первое в жизни чувство закрадывается в юную душу, и танцевальные движения Улановой — Джульетты становятся уже совершенно иными. Всенокоряющее чувство любви охватывает ее. Особой выразительности достигает артистка в сцене, рисующей порыв глубокого отчаяния, так внезапно ворвавшийся в ее светлый душевный мир как раз в тот момент, когда любовь к Ромео достигла полного расцвета.

Галина УлановаТрепетные всплески рук, психологическая подчеркнутость пауз, мимика, гармонически сочетающаяся с танцевальными движениями, создают глубочайший синтез танца и драматической игры. Скорбное отчаяние сменяется бесповоротной решимостью бороться до последних сил за свое счастье. Одна из наиболее запоминающихся сцен спектакля — венчание в келье патера Лоренцо. Несмотря на внешнюю статичность и подчеркнутую замедленность действия, сдержанным рисунком танца Улановой удается красноречиво поведать о всепокоряющей силе своего чувства. И вдруг ее взгляд падает на череп, лежащий на столе. Предчувствие надвигающейся трагедии охватывает ее, но через секунду, «полулегка, полувоздушна», она уже скользит к алтарю, чтобы навеки соединиться с любимым. Не менее впечатляюща сцена расставания. Ромео у ног любимой. Джульетта нежно гладит его волосы, скорбно вглядывается в черты дорогого лица, чтобы запомнить их навсегда. И вот потрясенный Ромео уже несет на вытянутых руках ее тело... Джульетта умерла, но любовь ее к Ромео бессмертна.

Талант Улановой многогранен. Трагическая Джульетта сменяется трогательной бедной Золушкой, которой неожиданно улыбнулось счастье. Робкая девушка, доверчивая, сострадательная, она делится с нищенкой последним куском хлеба, играет веером, танцует со щеткой. Для каждой такой детали у Улановой находятся характерные пластические приемы, тонко найденные и жизненно убедительные. В «звездном вальсе» Уланова — Золушка блистает безупречной техникой полета, когда, поддерживаемая несколькими кавалерами, она легко и невесомо скользит в воздухе, но эта внешняя эффектная танцевальная форма не заслоняет психологического существа образа. Золушке-принцессе по-прежнему сопутствуют черты человечности, отзывчивости и непосредственности.

Галина УлановаОбзор основных партий Улановой, исполненных ею в балетах советских композиторов, будет неполным, если не упомянуть ее работу над ролью китайской танцовщицы Тао Хоа в «Красном маке» Глиэра. Когда Тао Хоа погибает от предательской нули, закрывая своим телом вожака китайских кули Ма Ли-чена, и он несет ее на вытянутых руках, как знамя борьбы за счастье человечества, невольно вспоминается Джульетта на руках Ромео. Подлинным триумфом Г.С.Улановой явились ее выступления в Лондоне во время гастролей балета Большого театра.

В связи с исполнением ею партии Джульетты в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта» английские газеты писали: «... Уланова обладает всем — невероятной техникой, полностью скрытой за формой непринужденного плавного танца, прекрасным интеллектом и великолепной эмоциональностью. Она не просто балерина, царящая на сцене. Она — подлинная Джульетта, чью судьбу мы переживаем. . . . Уланова больше чем балерина. В заключительной сцене она великая трагическая актриса. Она обладает необыкновенной способностью согреть или заморозить сердце одним своим шагом или жестом».

Созданные Улановой бессмертные хореографические образы по праву можно причислить к высшим достижениям советской хореографии. «Нам мало просто танца, мы хотим говорить танцем» — говорит Уланова. И миллионы зрителей благодарны любимой балерине за то наслаждение, которое неизменно доставляет ее подлинно новаторское искусство.