Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творческий путь Алексея Петровича Иванова (1958 г.), часть 1.

Алексей ИвановВокально-сценические навыки молодой певец начал приобретать в 1930 году в оперной студии Ленинградской консерватории. С большой теплотой вспоминает он об исполнении-своей первой роли на сцене этой студии — партии Скарпиа в опере «Тоска» Пуччини. Через пятнадцать лет Алексей Иванов, завоевавший к тому времени репутацию одного из лучших оперных певцов нашей страны, выступил в Чехословакии на «Пражской весне 1948 года» в оперном спектакле «Тоска» и снова исполнил партию, с которой началась его сценическая деятельность. Дино Бодести пел партию Каварадосси на итальянском языке, выдающаяся чехословацкая певица Ярмила Пехова исполняла роль Тоски по-чешски, Алексей Иванов пел свою партию на родном русском языке. На протяжении этих пятнадцати лет Алексей Иванов прошел путь от студента консерватории до народного артиста СССР. Большую роль в судьбе артиста сыграл его памятный дебют в оперной студии Ленинградской консерватории, где он занимался под руководством такого выдающегося мастера, как народный артист СССР И, Ершов. До сих пор помнит певец не только выступления Ершова на сцене, которые превращались в большое, радостное событие в культурной жизни северной столицы, но и указания своего учителя, в особенности во время подготовки партии Грязного в «Царской невесте». Занятия с Ершовым много дали Алексею Иванову, определили направление его дальнейшей творческой работы.

Алексей ИвановЗначительную роль в формировании его сценического дарования сыграли годы пребывания в Ленинградском академическом Малом оперном театре, на сцене которого он начал выступать в 1932 году. То был период первых успехов советского оперного творчества. Алексей Петрович усиленно работал над созданием правдивых и жизненно убедительных образов Евгения Листницкого в «Тихом Доне», Нагульнова в «Поднятой целине» Дзержинского. Уже в тот период пристальное внимание молодого певца, привлекали творческие принципы Станиславского, его реформы в области музыкального театра, его стремление преодолеть оперные штампы, в жертву которым так часто приносились интересы актера-певца, в связи с чем оперный спектакль терял цельность и распадался на ряд отдельных, более или менее удачно спетых партий. В период работы в Ленинградском Малом оперном театре певец встретился с К. С. Станиславским и имел с ним продолжительную беседу, во время которой получил ценнейшие указания относительно воплощения мужественных, волевых образов советской оперы. Эти указания помогли Алексею Иванову уже в наши дни с такой проникновенностью и подлинной артистичностью воссоздать на сцене образ камаринского мужика в одноименной опере Желобинского. Отлично спел он партию Болконского в «Войне и мире» Прокофьева, Комиссара в опере Кабалевского «В огне» и поэта К. Ф. Рылеева в опере Шапорина «Декабристы». С большой психологической глубиной рисует он мятежный дух Рылеева, его высокий патриотизм, гражданский пафос, страстную веру в светлое будущее России. С патетической выразительностью исполняет певец в сцене тайного собрания декабристов на квартире у Рылеева его прекрасный монолог «О, Русь моя, мой край родной», сильным драматизмом насыщает сцену перед казнью. Особенно поэтично и вдохновенно звучит в его арии обращение к родной стране: Свобода, Родина, Я с вами, с вами буду до конца!...

...В 1936—1938 годах Алексей Петрович работал в Саратовском и Горьковском оперных театрах в качестве солиста. В Саратове он с большим успехом выступил в роли Демона в одноименной опере А. Рубинштейна. Уже позднее, исполняя партию Демона в филиале Большого театра, певец значительно углубил сценическую характеристику лермонтовского героя, найдя выразительные штрихи, оттеняющие его неукротимый бунтарский дух. Вместе с тем певец придает Демону черты подлинной человечности, рисуя его не мистическим существом, а сильной личностью, не желающей мириться с окружающей несправедливостью. На сцене филиала Большого театра Алексей Иванов в 1938 году дебютировал в роли Риголетто. Если на западноевропейских оперных сценах главным героем «Риголетто» обычно является Герцог, партия которого входит в репертуар знаменитых теноров, то в постановке Большого театра ведущее значение в соответствии с замыслом композитора приобрела судьба шута Риголетто. Алексей Иванов глубоко постиг содержание великого творения Верди, создав подлинно трагический образ, в котором драматическая выразительность сочетается с проникновенной трактовкой вокальной партии.

Продолжение...

 

Алексей Иванов Алексей Иванов Алексей Иванов