Ранее: 1.
Не раз слушал Мелик-Пашаев и превосходного русского дирижера В. Дранишникова, под управлением которого звучали многие оперные и симфонические произведения. Зачетным спектаклем «Евгений Онегин» в оперной студии консерватории закончилась студенческая жизнь Мелик-Пашаева, за два года прошедшего весь 5-летний курс обучения и получившего звание «дирижера высшей квалификации». Тбилисский оперный театр с радостью встретил своего питомца. Ему поручаются ведущие спектакли; в 1930 году вместе с В. А. Лосским Мелик-Пашаев ставит «Князя Игоря», создавая интересный, яркий, во многом новаторский спектакль; дирижирует «Пиковой дамой», рядом грузинских опер, осуществляет первую постановку «Кармен» Бизе на грузинском языке.
Дебют в Большом театре
13 июня 1931 года — памятный день в жизни Мелик-Пашаева. В этот вечер он дебютирует в Большом театре в Москве, дирижируя «Аидой» Верди. Московская пресса единогласно признает его «достойной заменой крупным величинам старого поколения». Газеты констатируют «шумный успех, сопровождавший выступление молодого дирижера». Мелик-Пашаев тотчас зачисляется в основной дирижерский состав театра. Если вспомнить, что за пультом Большого театра еще можно было увидеть убеленного сединами В. И. Сука, маститого оперного дирижера, на протяжении нескольких десятков лет определявшего высокую творческую дисциплину коллектива, что тогда был в расцвете сил такой мастер, как Н. С. Голованов, то можно в полной мере оценить значение этой победы молодого дирижера.
Эти годы деятельности Мелик-Пашаева, пожалуй, наиболее творчески насыщенные. Он ведет обширный репертуар в Большом театре, становится музыкальным руководителем оперной студии Московской консерватории, осуществляя прелестный молодежный спектакль — «Свадьбу Фигаро» Моцарта, много времени отдает работе на симфонической эстраде. В 1933 году под управлением Мелик-Пашаева впервые звучат в Москве монументальные произведения советских композиторов: симфония «Ленин» Шебалина, симфонии Шапорина и Щербачева. В 1934 году он с успехом осуществляет такие масштабные спектакли, как «Гугеноты» Мейербера и «Отелло» Верди. Это — уже диплом на выдающееся мастерство. И неудивительно, что пресса закрепляет за молодым дирижером славу «крупнейшего мастера».
В 1935 году Мелик-Пашаев ставит в Большом театре «Садко» Римского-Корсакова, участвует вместе с Е. А. Мравинским во Втором международном фестивале искусств в Ленинграде. В программе: «Буря» Чайковского, концерт для фортепиано с оркестром Т. Хренникова (в качестве солиста выступает сам композитор), сюита из музыки к «Сказке о попе и работнике его Балде» Д. Шостаковича. В том же году он осуществляет постановку «Кармен» в Зеленом театре Центрального парка культуры и отдыха. Каждое лета Мелик-Пашаев принимает активное участие в симфоническом сезоне в Тбилиси и Ереване. Однажды даже привозит с собою весь оркестр Большого театра, что было значительным событием в музыкальной жизни Закавказья. 1938 год определяет новую веху в творческой судьбе Мелик-Пашаева. Вместе с Е. Мравинским, К. Ивановым, Н. Рахлиным и М. Паверманом он становится лауреатом Всесоюзного конкурса дирижеров.
Репертуар Мелик-Пашаева пополняется такими сложными работами, как опера «Катерина Измайлова» Шостаковича (1935), «Броненосец «Потемкин» Чишко (1938), «Абесалом и Этери» Палиашвили (1939), «Черевички» Чайковского и «Ромео и Джульетта» Гуно (1941), «Вильгельм Телль» Россини (1942) и многие другие. В 1951 году, в связи с 175-летним юбилеем Большого театра, дирижеру присваивается высокое звание народного артиста СССР. В 1953 году он занимает пост главного дирижера Большого театра СССР. В 1955 году, в связи со своим 50-летием, Мелик-Пашаев в третий раз награждается орденом Трудового Красного Знамени. Годы наивысшего признания таланта и мастерства дирижера, больших заслуг перед советским искусством явились и годами наибольшего подъема его творческих сил. Мастерство дирижера обрело новую объемность, стало более мудрым и глубоким. Об этом наглядно говорят и его выступления в симфонических концертах, и такие спектакли Большого театра, осуществленные под руководством Мелик-Пашаева, как «Декабристы» Шапорина (1953), «Фиделио» Бетховена (1954) и «Никита Вершинин» Кабалевского (1955).
Все спектакли требовали огромной подготовительной работы. Около двух лет трудился Шапорин с театром над последней редакцией своей оперы, и естественно, что главным его помощником был дирижер. Столь же ответственной явилась и постановка бетховенского «Фиделио», не звучавшего на русской сцене около пятидесяти лет! Лучшей оценкой работы Мелик-Пашаева над шедевром Бетховена служит запись в театральном журнале, сделанная выдающимся немецким дирижером Германом Абендротом, выступившим в этом спектакле в Москве, в 1955 году в филиале Большого театра. «Дирижирование оркестром театра доставляет особую радость и счастье,— гласит запись.— Оркестр представляет собой такой инструмент, идеальнее которого нельзя себе ничего представить. В каждом такте чувствуется Замечательная выучка, которая осуществлена коллегой Мелик-Пашаевым совершенно в бетховенском стиле. Поэтому я особенно благодарен Мелик-Пашаеву за предоставление мне этого образцового художественного аппарата. Еще раз повторяю: этот спектакль для меня незабываемое, большое событие».