Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Александр Лапаури: Публикации

. . . Начало . . . На ярко освещенной сцене, словно под лучами солнца, медленно колышется поле, усыпанное цветами-девушками. Начинался плавный девичий хоровод. Постепенно темп нарастал, и танец, набирая силу, становился вихревым и радостным. Эпизод заканчивался танцем ведущей солистки, ...
. . . Начало На сцене Киевского театра шли и два других его балета – «Подпоручик Киже» С. Прокофьева и «Набат» на музыку А. Хачатуряна. Обе постановки были тепло встречены зрителями и оставили заметный след в творческой жизни театра. Особый успех выпал на долю ...
. . . Начало Но изменился репертуарный план театра и постановку пришлось прервать, а начатые репетиции свернуть. Балету «Пылающее сердце» так и не довелось увидеть свет рампы. Номер из него – «Монолог Данко» – А. Лапаури в дуэте с М. Кондратьевой исполнил во ...
. . . Начало . . . В сумерках видны отдаленные отблески пламени. Это горит степь. Огонь приближается к селению. Испуганные люди выбегают из горящих хижин. Им некуда бежать (танец огня проходит на музыку «Этюда»; оп. 4, № 1). Видя растерянность людей, Данко зовет народ за собой. ...
. . . Начало Балетный спектакль должен был состоять из трех актов и пролога. В прологе старуха Изергиль рассказывала о том, как была похищена Орлом прекрасная девушка – возлюбленная Мегира. Преследуемый людьми, неуязвимый для простого человека, Орел скрывается в облаках, унося с собой ...
. . . Начало «Ожившая легенда» Темы своих постановок Лапаури вынашивал подолгу. Иногда проходили годы, прежде чем хореограф брался за воплощение своего замысла. Объяснить это только требовательностью к себе было бы не совсем правильно. Рождение каждого произведения было связано с ...
. . . Начало В этом главное достоинство хореографической миниатюры Глиэра «Этюд», названной позднее «Романсом». Когда Р. Стручкова и В. Романенко (заменивший впоследствии Лапаури) исполнили его в далекой филиппинской столице Маниле, рецензент, сравнивая появление ...
. . . Начало Исполнительница ведущей партии танцевала на пуантах, и это, по признанию балетмейстера, «получилось, кажется, очень хорошо». Об успехе спектакля и его постановщиков свидетельствовали восторженная реакция зрителей, похвальные отзывы итальянских газет и журналов; да и ...
. . . Начало Танцы в «Хованщине» и концертные миниатюры Диапазон творческих интересов Лапаури был необычайно широк. Он разрабатывал либретто к своим будущим спектаклям, писал киносценарии, ставил танцы в опере, создавал спектакли и хореографические миниатюры, осуществлял ...
. . . Начало Балет «Жаклин» продолжал традиции советского балетного театра, начатые постановками таких крупных хореографов, как В. Вайнонен («Пламя Парижа»), В. Чабукиани («Лауренсия»), отразивших в своем творчестве пафос народной героики. Эти традиции ...
. . . Начало Хореографы достигли вершин мастерства в разработке танцевальнопластических тем: неожиданная смена композиционного рисунка, мгновенные перестроения групп танцующих, несмотря на условный показ процесса труда и отсутствие на сцене реальных баррикад, несли в себе «реальность ...
. . . Начало В соответствии с музыкальной структурой балетмейстеры создали драматургию балета, состоящую из семи условных эпизодов: «Помню», «Едины», «Люблю», «Боремся», «Выстоим», «Откликнитесь», «Не ...
. . . Начало Элюаровской поэтике незнакома конкретность жизненных наблюдений, обычно выражаемых в стихах через рассказ, воспоминание или зарисовку когда-либо пережитого поэтом события. Он, как замечает С. Великовский, строит «свою вселенную без опоры на происшествие» . Его ...
. . . Начало Действительно, как теперь доподлинно известно, среди близких друзей Пуленка был Элюар, с которым он познакомился в 1916 году. Стихи поэта привлекали композитора своей музыкальностью, но ключ к ним удалось найти не сразу. Пуленк долгое время не решался взяться за переложение ...
. . . Начало Синтез музыки Ф. Пуленка и поэзии П. Элюара. Принимаясь за постановку нового балета, балетмейстеры снова оказались перед проблемой, которую они решали в «Подпоручике Киже»: как и в каких пределах возможно интерпретировать музыкальное произведение, созданное ...
. . . Начало Сквозное танцевальное решение действия, яркие характеристики всех персонажей, безупречный вкус и живой юмор дали основание сравнить работу советских постановщиков с балетами французского балетмейстера Р. Пети. Но тут же следовала оговорка, что ни один балет Пети «не украшен ...
. . . Начало Проникая в замысел постановщиков, Б. Мессерер уловил главное, что необходимо было выделить в декорациях, – иронию событий и характеров, вырастающую до размеров гротеска. Освобождая планшет сцены, художник дал на заднем плане декоративный фон с изображением лихо скачущего ...
. . . Начало Г. Бовт, исполнявший на премьере роль императора Павла, несмотря на хореографическую условность образа, сумел создать убедительный портрет российского самодержца, который правил страной, боясь потерять власть, и потому, как мышь в норе, прятался в своих дворцах. Бовта, как, ...
. . . Начало Каждый из персонажей имел свою танцевально-образную характеристику, и это требовало от исполнителей точного воплощения хореографического текста, разработки всех его нюансов и интонационных деталей, несущих в спектаклях, как правило, глубокий образный смысл. Актерские задачи ...
. . . Начало Действие же на сцене развивалось в двух планах: участники процессии в мнимой скорби шествовали за гробом Киже, выражая поддельную печаль: «убитая горем» Фрейлина напропалую кокетничала с любовниками, а толпа народа, которая выражала скорбь, утрированно трагическими ...
. . . Начало Составляя либретто, авторы достигли здесь главного – они полностью сохранили идею подлинника, все персонажи получили динамичное развитие. Логично выстроились переходы от картины к картине. Они, как звенья в цепи, оказались скреплены между собой сквозным действием, имеющим ...
. . . Начало Все эти перипетии «исторического» анекдота вошли в либретто балета. Но, приспосабливая повесть к специфике балетного спектакля, тяготеющего к выражению, а не к иллюстрации событий, авторам пришлось, сохраняя основные коллизии, ввести значительные изменения в ее ...
. . . Начало Идеи Лопухова нашли поддержку у тех, кто предвидел перспективу развития нового жанра, несмотря на его провал. «Танцсимфония как принцип – это крупный шаг вперед. Но она неминуемо должна быть сюжетной или, что то же, с разработанной программной темой. Сам же по себе ...
. . . Начало Споры между тем продолжались. Одни настаивали на том, что отанцовывать можно всякую музыку независимо от ее предназначения. Другие же налагали запрет на это, полагая, что пластическая интерпретация музыки снизит ее эстетическую ценность и глубину восприятия. Впрочем, начинающий ...
. . . Начало Поиск нового жанра. «Подпоручик Киже» Жанр лирической драмы, открывший список постановочных сочинений хореографов, был испробован. Хотелось испытать свои силы в другом жанре. Свои поиски они направили в область гротеска и сатиры. Для будущего спектакля прежде ...
. . . Начало Нельзя не отметить и вторых исполнителей этих ролей – Е. Максимову и Г. Ледяха. Легкий и изящный танец талантливой балерины, ее непосредственность органично сливались с характером Мавки, которой были свойственны природная грация и наивное озорство. Мавке Максимовой ...
. . . Начало Либреттисту и композитору пришлось заново пересмотреть уже сделанное. «Фактически, – пишет О. Тарасова, – работа началась снова, и вся литературная и музыкальная структура балета, его стилистика выстраивались заново, с позиций иного жанрового понимания ...
. . . Начало Но хореографы, взявшиеся за «перевод» поэтических образов на язык танца, увидели в поэме иные перспективы их драматургического воплощения, чем те, которые прочертили для них либреттист и композитор. Балет «Лесная песня» создавался в годы, когда в эстетике ...
. . . Начало Балетмейстерский дебют. «Лесная песня» Первые шаги на поприще балетмейстера Лапаури начал делать еще будучи артистом Большого театра: в 1953 году он ставит «Этюд» Р. Глиэра, который имел огромный успех не только у нас, но и во многих зарубежных ...
. . . Начало Артист умел лепить образ, даже если его пластическая форма не имела яркой хореографической расцветки. Он превосходно улавливал каждое движение души героя и жил в унисон с его жизнью, сопереживая вместе с ним. По выражению его глаз, движениям бровей и губ зритель ...
. . . Начало Уходя, он ничего ей не обещает, но уже становится ясно, что Фадетта заполнила собой сердце Андре, который набирается смелости порвать с Мадлон – его невестой, выбранной для него отцом. Андре идет в дом невесты, где собрались родители, чтобы обсудить свадьбу, с намерением ...
. . . Начало Исполненный Стручковой и Лапаури «Вальс» М. Мошковского стал сенсацией международного конкурса. Зрители долго аплодировали искрящемуся задору советских артистов, показавших высокий класс мастерства и вдохновение. Этот небольшой концертный номер, поставленный В. ...
. . . Начало Вспоминая о совместном творчестве, один из авторов балета, А. Радунский, пишет: «Мне пришлось наблюдать весь процесс формирования этого прекрасного человека и артиста с юных лет, с первых его шагов на сцене. Самая значительная черта сценического творчества Лапаури – ...
. . . Начало В этом балете Лапаури впервые танцевал с М. Семеновой. Их дуэт отличался не только чистотой стиля и благородством манеры, но и захватывающей игрой: каждая эмоциональная «реплика» была доведена до своего логического завершения. Вот как характеризует работу актера ...
. . . Начало Творческое общение с выдающейся балериной стало для него подлинной школой актерского мастерства, а каждое мгновение, прожитое в совместных дуэтах, – примером подвижнического служения Театру. В интервью французскому журналу, освещавшему их гастрольные выступления, Лапаури ...
. . . Начало Не успевает прозвучать дикторский текст, представляющий графа Париса, как мы видим его входящим в зал. Несмотря на быстроту сменяющихся кадров, Парис – Лапаури запоминается сразу уверенностью походки и жестов, которые свидетельствуют о характере графа – графа не только ...
. . . Начало С труппой театра он был хорошо знаком, знал многие балетные и оперные постановки. В некоторых из них он принимал участие, будучи еще учеником хореографического училища. По существу, его сценическая карьера и началась в школе – частые концерты в Васильсурске дали возможность ...
. . . Начало Мастер дуэтного танца. Остались позади волнения выпускного экзамена и концерта. В октябре 1944 года Лапаури был принят в труппу Большого театра, в стенах которого творили выдающиеся хореографы и танцовщики – А. А. Горский, Е. В. Гельцер, В. Д. Тихомиров, М. Т. ...
. . . Начало Приближалась весна 1944 года, а вместе с ней незаметно наступил и день последнего экзамена. По сложившейся традиции, на экзамен были приглашены гости – ведущие артисты и руководители балета Большого театра. Присутствующие специалисты отметили высокий уровень подготовки ...
. . . Начало Но и в Васильсурске жизнь круто изменилась: стали готовиться к возвращению в Москву. Всем не терпелось поскорее вернуться домой, увидеться с родными. И вот долгожданные минуты наступили. С приближением поезда к столице всех охватило радостное волнение. Прильнув к окнам, каждый ...
. . . Начало Позднее Голейзовский создал вторую редакцию этого балета и назвал его «Сон-Дремович». Музыку к новому балету написал композитор Н. Чемберджи. В Васильсурске сцены как таковой не было, для нее отводилась часть зрительного зала, освещаемая двумя керосиновыми лампами. ...
. . . Начало Особую радость доставила подростку роль Собаки в балете «Аистенок» на музыку Д. Клебанова. «Аистенок» был целиком «школьным» спектаклем, где все роли исполнялись учениками. Шел он на сцене филиала Большого театра. Это была первая работа трех ...
. . . Начало С этого момента занятия, особенно по специальным дисциплинам, сделались для меня еще интересней, а детская любовь меня окрылила – я старался делать все лучше всех! Тщеславие мое было на седьмом небе, когда я ловил восхищенный взгляд любимой». Первая ребячья ...
. . . Начало В сильных икрах ног, пропорциональном сложении, крепком и красивом торсе мальчика экзаменаторы угадывали и будущую ловкость виртуозного партнера и способность к усвоению сложной азбуки классического танца. Доброжелательные реплики присутствовавших педагогов свидетельствовали о том, ...
. . . Начало Отца и мать связывала одна очень важная черта их характеров – увлеченность, которую унаследовал и сын. Но проявилась она в его характере не сразу – мальчику недоставало усидчивости и трудовых навыков. Увлечения проходили скоро, сменяя друг друга, как надоевшие игрушки. ...
Детство. Школа. Александр Александрович Лапаури-младший родился 15 июня 1926 года в Москве. Этот день ничем не отличался от всех других московских дней того лета. Но для отца и матери он стал особенным: родился мальчик, который своим появлением на свет заполнил сердца родителей светлой ...
Первой ответственной партией, порученной Лапаури, была роль Менерса старшего в балете Юровского «Алые паруса» по «феерии» А. Грина. Это была очень ответственная задача. Актеру предстояло создать реалистически убедительный отрицательный образ, внести в него социальный ...