Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

О творчестве Александра Лапаури

ЛапауриПервой ответственной партией, порученной Лапаури, была роль Менерса старшего в балете Юровского «Алые паруса» по «феерии» А. Грина. Это была очень ответственная задача. Актеру предстояло создать реалистически убедительный отрицательный образ, внести в него социальный смысл, едва намеченный в произведении Грина. Трудность задачи усугублялась еще тем, что предшественником Лапаури в этой роли был такой выдающийся артист, как П. Гусев. Лапаури отлично справился с поставленной перед ним задачей, и этой первой ролью заявил свое право на исполнение ответственных партий игрового плана. Вскоре ему была поручена сложная роль Абдерахмана в балете Глазунова «Раймонда». И эта задача была очень трудна, потому что в недавно возобновленной «Раймонде» в тот сезон роль Абдерахмана вел народный артист РСФСР и БССР А. Ермолаев. Лапаури не пошел по пути простого подражания чужой трактовке. Он создал свой образ Абдерахмана, скульптурно-пластичный, монументальный и внешне очень красивый.

Роль Абдерахмана, при всей своей значительности, является ролью чисто мимической. Но наряду с партиями такого рода Лапаури с первого года работы в Большом театре проявил себя как великолепный кавалер, владеющий всеми тайнами поддержки, особенно сложной в номерах советского концертного репертуара. В этот же период вместе со своей неизменной партнершей, женой и другом Р. Стручковой он часто принимал участие в концертах в Большом театре, в Кремле, в Колонном зале Дома союзов. Часто исполняемый молодой парой вальс Мошковского, поставленный В. Вайноненом, изобиловал виртуозными поддержками. Но как бы он ни был труден технически, артисты прежде всего стремились создать в нем образы молодых советских людей, насытить исполнение чувством радости, уверенности в будущем. И зритель всегда тепло встречал этот танец, отдавая должное искусству А. Лапаури.

Когда в 1948 году на сцене филиала Большого театра был возобновлен силами артистов-комсомольцев балет Клебанова «Аистенок», А. Лапаури исполнил в нем две главные партии — Пионервожатого и Птицы в красочном дивертисменте второго акта. Адажио двух птиц, исполненное совместно с Р. Стручковой, не только отличалось виртуозными трудностями, но требовало большого вкуса, чувства формы и линии. В роли Вожатого Лапаури с большой теплотой показал отношение советских людей ко всем угнетенным народам, любовь советских детей к животным, теплую дружбу, связывающую пионеров и вожатого. Балет, выпущенный к 30-летию ВЛКСМ и подготовленный молодежью театра в короткий срок, за счет своего свободного времени, был горячо принят зрителями и прессой, отмечавшей большие достижения Лапаури. Затем Лапаури были поручены роли Алексея Берестова в балете «Барышня-крестьянка» и Актера в «Пламени Парижа» Асафьева. Обе эти партии требовали чувства стиля, понимания эпохи и в какой-то мере явились подступами к любимому образу артиста — Гирею в балете «Бахчисарайский фонтан». Долго и упорно работал над этим образом молодой артист под руководством балетмейстера Р. Захарова и репетитора А. Радунского. Роль эта была особенно близка Лапаури, так как он всегда любил образы мужественные, отличающиеся сильным и незаурядным характером. Таким он играет Гирея. Но свою актерскую задачу он подчиняет требованиям балетного театра. Его Гирей — прежде всего пластичен. Это массивная фигура, отличающаяся и поистине скульптурной красотой форм и, одновременно, отточенностью, величавой плавностью каждого движения. Недаром уже одно появление Гирея — Лапаури в картине набега татар вызывало взрыв аплодисментов не только в нашем Большом театре, но и в Ковентгарденской опере. В третьем действии балета Лапаури отлично сочетает танцевальное и актерское мастерство в поставленном Р. Захаровым танце-диалоге Гирея и Марии. В этой картине он вскрывает перерождение психологии Гирея, который покидает спальню Марии, потрясенный чистотой ее души.

ЛапауриВ репертуаре Лапаури есть образы и совсем иного плана — это домогающийся руки Джульетты изящный Парис из балета «Ромео и Джульетта», средневековый рыцарь Жан де Бриен — насыщенная академическим благородством манеры классическая партия, которую артист исполняет попеременно с совершенно различной по характеру ролью Абдерахмана, — и французский юноша Андре из балета «Фадетта». Роль Лесничего в жемчужине классического балетного репертуара «Жизели» издавна считалась неблагодарной. Обычно Лесничего изображают на балетных сценах довольно примитивным злодеем. Лапаури сумел сделать этот образ глубоко человечным. Это человек, искренне любящий Жизель и стремящийся уберечь ее от обмана. Когда он невольно становится причиной гибели Жизели, сама жизнь теряет для него значение. Так трактует образ Лесничего постановщик «Жизели» на сцене Большого театра Л. Лавровский, и так воплотил его Лапаури. Во время гастролей балета Большого театра в Лондоне в октябре-ноябре 1956 года исполнение Лапаури роли Лесничего было признано, по словам заместителя редактора журнала «Дансинг тайме» Мэри Кларк, «идеальным». В этом же номере «Дансинг тайме» справедливо пишет о Лапаури как о «сокровище для любой балетной труппы». Дело в том, что танцующий актер типа Лапаури и одновременно такой мастер дуэтного танца совершенно неизвестны в зарубежном балете. Выступление Лапаури в концерте (в «Вальпургиевой ночи»), который был дан артистами Большого театра перед отъездом в театре Дэвис в Кройдоне (район Лондона), встретило очень высокую оценку. Партия Вакха, эмоционально очень насыщенная, требует от танцовщика безупречной формы и виртуозного владения искусством поддержки. А. Лапаури в полной мере обладает обоими качествами. Его атлетическое сложение было оценено английской прессой как «олимпийское».

Свое мастерство Лапаури передает ученикам Хореографического училища Большого театра, где в течение ряда лет ведет класс дуэтного танца. В то же время артист прошел серьезную школу на балетмейстерском факультете Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского. Он очень музыкален, обладает хореографической выдумкой и незаурядными способностями к композиции. Ряд номеров из собственного концертного репертуара — как, например, «Сновидение» на музыку Глиэра—он ставил сам. Среди его работ — лирическое адажио на музыку «Лунного света» Дебюсси и большая хореографическая композиция на музыку прелюдии Альбениса, в которой использованы элементы испанского народного танца. А. Лапаури — пытливый, любознательный, вдумчивый художник, которому еще предстоят интересные и значительные творческие удачи. За плодотворную деятельность в области хореографии А. Лапаури в ноябре 1955 года было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. В связи со 175-летним юбилеем Большого театра он был награжден в 1951 году орденом «Знак Почета». Имя А. Лапаури известно зрителям многих зарубежных стран. Вместе с Р. Стручковой он выступал на сценах Дании, Италии, Финляндии, Польши, Чехословакии, Венгрии, Швеции, Швейцарии,Франции, Германии, Англии, Бразилии, Уругвая, Аргентины.

Лапаури Лапаури Лапаури