Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

В. Тейдер «Александр Лапаури» (1980 г.) - Часть 44

...Начало

Но изменился репертуарный план театра и постановку пришлось прервать, а начатые репетиции свернуть. Балету «Пылающее сердце» так и не довелось увидеть свет рампы. Номер из него – «Монолог Данко» – А. Лапаури в дуэте с М. Кондратьевой исполнил во время гастролей в Бразилии в октябре 1957 года. Их выступление в Рио-де-Жанейро было встречено аплодисментами.

И только в 1964 году хореографу удалось реализовать свой замысел – сначала в Казани, а год спустя – в Киеве. По существу, это был новый спектакль, превращенный из трехактного балета в одноактный, и теперь он стал называться «Ожившей легендой».

Дирижер Киевского оперного театра К. Еременко, по инициативе которого балет был возобновлен в 1976 году, справедливо отмечал, что Лапаури чрезвычайно тонко передал в танце характер музыки Н. Метнера, создав ее хореографический аналог на материале горьковских героико-романтических легенд. В новую музыкальную композицию вошли те же камерные, фортепианные и симфонические произведения композитора, которые Виноградова использовала некогда для создания клавира «Пылающего сердца». Художественное оформление принадлежало Ф. Нироду. В лаконичных пространственных формах он смонтировал на сценической площадке одну-единственную декорацию – скалу, составленную из станков, «одетых» в черный бархат. На ней хореограф расположил три фигуры – Юноши, Девушки и Юноши-орла, неподвижно застывших в пластическом «горельефе». Зеленый луч высвечивал Юношу-орла, повисшего у подножия скалы, а розовый – возвышающиеся над ним фигуры Юноши и Девушки.

Эта живая скульптурная заставка напоминала древнее наскальное изображение, повествующее о событиях далеких эпох. «Сколько легенд, сколько народных преданий донесла до нас память времени... Жизнь народов, судьбы людей, целые исторические эпохи отражены в летописях, свитках папирусов... Но иногда полустертый рисунок на скале или загадочный отпечаток на обломке камня может рассказать нам «больше, чем свитки старинных рукописей», – так Лапаури изложил в программе экспозицию балета.

Драматургическая основа спектакля была разработана им по мотивам легенды о Ларре. Всю смысловую нагрузку сюжета несли три действующих лица – Юноша, Девушка и Юноша-орел, олицетворяющие две противоборствующие силы.

В первом эпизоде, рисующем встречу влюбленных, их первое признание и светлую безмятежность чувств, чисто и целомудренно звучала тема любви. Возвратившийся с охоты Юноша рассказывает своей подруге о поединке с барсом, шкуру которого он принес ей в дар. Танцевальный дуэт прерывался еще неосознанной, приглушенно звучащей в оркестре тревогой. На вершине скалы появлялся и снова исчезал Юноша-орел, рождая волнение в душе Девушки.

Давным-давно, может быть, сотни лет назад, жил среди людей человек-орел. Но за самолюбие и гордость люди изгнали его, осудив на вечное одиночество. Изредка он возвращался к людям и всегда приносил им несчастье. Вот и сейчас он показался на скале, намереваясь отомстить за свое страшное одиночество.

Появившийся Юноша-орел хочет похитить Девушку. Юноша вступает с ним в поединок. Он почти побеждает врага, но орел не может умереть – он бессмертен. И тогда любовь придает Юноше могучую силу: подняв над собой орла, он вдавливает его в вечный камень скалы.

В финале спектакля вновь возникали три застывшие скульптурно-пластические фигуры, напоминая зрителю начало хореографической легенды.

Балет шел в репертуаре Киевского театра несколько сезонов. Его видели зрители не только нашей страны (в Москве спектакль был показан летом 1976 года в дни Декады украинского искусства), но и далекой Японии, где он прошел с большим успехом и получил одобрительные отзывы прессы.

Самые теплые воспоминания сохранились у Лапаури от встреч с творческим коллективом балетной труппы Киевского оперного театра, где в 1965 году состоялась премьера «Ожившей легенды». А спустя десять лет балетмейстер выехал в Киев для возобновления балета, который намечено было включить в программу зарубежных гастролей. Но, получив на репетиции серьезную травму ноги, Лапаури вынужден был прервать работу. Болезнь надолго приковала его к постели.

Киевляне ждали его следующего приезда, зная, что общение с талантливым хореографом обогатит их духовно, а искания этого беспокойного художника принесут им новые открытия. Но последней встрече не суждено было состояться: Лапаури погиб в автомобильной катастрофе.

Продолжение...