Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

В. Тейдер «Александр Лапаури» (1980 г.) - Часть 43

...Начало

...В сумерках видны отдаленные отблески пламени. Это горит степь. Огонь приближается к селению. Испуганные люди выбегают из горящих хижин. Им некуда бежать (танец огня проходит на музыку «Этюда»; оп. 4, № 1). Видя растерянность людей, Данко зовет народ за собой. Он выводит их из огненного кольца в лес (для этой сцены и монолога Данко была использована музыкальная экспозиция «Сонаты»; оп. 17, № 2). Тропа, по которой они идут, вьется среди смрадной болотной трясины и с каждым шагом становится все уже. Опускается ночная тьма. Дальше идти невозможно. Прижавшись друг к другу, беспомощно стоят люди. Вдали вновь заалело зарево пожара: неминуемая гибель ждет людей, и они обвиняют во всем Данко. Вдруг в глубине леса в ореоле зарева появляется Ларра. Он зовет людей идти к нему по освещенной тропе. Смятение охватывает людей, они боятся появления мстительного гордеца. Чанда и Данко пытаются удержать народ. Не выдержав, некоторые бегут по освещенной тропе, но тут же тонут в трясине. Погибает и Чанда, пытавшаяся преградить путь беглецам. Торжествующий Ларра исчезает («Новелла»; оп. 17, № 2).

Народ приходит в отчаяние: «Без света спасения нет!», «Куда ты завел нас, Данко?» – будто слышится со всех сторон («Сказка»; оп. 20, №2). Тогда Данко вырывает из груди свое сердце, и оно ярким факелом вспыхивает в ночи, освещая путь. Держа высоко над головой свое пылающее сердце, Данко выводит народ из леса. Люди счастливы. Исполнив свой долг, юноша умирает («Stimmengsbilder»; oп. 1, № 6). В финале спектакля звучит «Прелюд» (оп. 4, № 4), передающий светлую скорбь народа.

Таким был второй вариант либретто балета «Пылающее сердце», разработку которого Лапаури закончил в декабре 1953 года. Работа над этим балетом длилась не один год. Первые фрагменты его Лапаури показывал на экзаменах в ГИТИСе. Тогда он еще только искал подступы к решению темы о Данко и Ларре. Эти учебные работы были встречены с одобрением, что укрепляло веру хореографа в возможность создания полнометражного балетного спектакля.

Будучи на гастролях в Лондоне, Лапаури встретился с вдовой композитора – Анной Михайловной Метнер, которая тепло отозвалась о либретто балета и дала свое согласие на использование произведений композитора для составления музыкальной композиции «Пылающего сердца». Позднее, в феврале 1958 года, А. Метнер писала: «Я нахожу, что музыка исключительно удачно согласуется с содержанием балета. Эта работа Т. Л. Виноградовой свидетельствует о глубоком и тонком понимании музыки моего покойного мужа и о бережном к ней отношении».

В 1958 году Лапаури предложил свое либретто руководству Большого театра. На художественном совете, где он зачитал план будущего спектакля, работа была одобрена и балет единодушно был принят к постановке. Высокую оценку получила и композиция Виноградовой. Г. Рождественский, согласившийся оркестровать клавир, отмечал, что разработка музыкальной композиции, составленной из фортепианных и вокальных произведений, сделана на высоком художественном уровне. «Составитель клавира, – писал он, – сумела удовлетворить целому ряду необходимых для подобного рода работы условиям: 1) интонационно-тональному единству клавира, 2) логике музыкального развития, 3) удачному музыкально-драматургическому единству, 4) верному нахождению музыкальных образов».

Вскоре начались репетиции. К маю 1957 года из 25 номеров балета 14 были поставлены. Артисты балетной труппы Большого театра работали в неурочное время, но увлеченно. Замысел хореографа им нравился, и многие эпизоды балета получали убедительное актерское воплощение. Прошло совсем немного времени, и членам художественного совета были показаны наиболее отработанные куски будущего балета. Авторитетные коллеги отметили мастерство хореографического решения, самобытность средств выражения и почерка молодого балетмейстера.

Постановку спектакля, который должен был идти в филиале Большого театра, Лапаури осуществлял вместе с Г. Рождественским. «Уже в своей первой балетмейстерской работе А. А. Лапаури зарекомендовал себя тонким, оригинально мыслящим художником. Способность к образному мышлению, к «видению» музыки, острое чувство сцены, подкрепленное громадным исполнительским опытом, – вот те качества, которые позволили Лапаури за короткий срок стать настоящим мастером своего дела, ярким хореографом-драматургом», – писал в 1971 году дирижер.

Продолжение...