Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

В. Тейдер «Александр Лапаури» (1980 г.) - Часть 41

...Начало

«Ожившая легенда»

Темы своих постановок Лапаури вынашивал подолгу. Иногда проходили годы, прежде чем хореограф брался за воплощение своего замысла. Объяснить это только требовательностью к себе было бы не совсем правильно. Рождение каждого произведения было связано с глубинным процессом осмысления того, чему предстояло дать новую жизнь.

В этом отношении большой интерес представляет балет «Ожившая легенда», дающий возможность проследить долгий путь рождения спектакля, увидеть особенности творческой лаборатории балетмейстера, его сомнения и поиски задолго до того момента, когда суждено было появиться на сцене балетным персонажам.

Рассказами М. Горького Лапаури зачитывался еще в юности. Особенно глубокий след оставили в его душе ранние рассказы писателя: романтика борьбы, сильные характеры, острые драматические конфликты – все это волновало, будоражило мысль, заставляло размышлять об извечных категориях добра и зла. Уже тогда он мечтал выразить в танце могучие образы горьковских легенд. Но время шло, и робкая надежда, что когда-нибудь он наберется смелости поставить сказки старухи Изергиль, почти угасла.

Однако Лапаури был не из тех, кто легко расставался со своей мечтой. И многие годы спустя юношеские впечатления ожили в его памяти. Летом 1953 года, готовясь к вступительным экзаменам в ГИТИС, он взялся за разработку либретто по мотивам горьковского рассказа «Старуха Изергиль», выбрав из него «Поэму о Данко», но, оказавшись на студенческой скамье, Лапаури на время забыл о своем либретто.

Институтские будни целиком заполнили и без того плотный распорядок его рабочего дня: он совмещал учебу с исполнительской работой в театре и педагогической – в хореографическом училище. Но неожиданно для себя Лапаури возвращается к мысли о постановке балета по мотивам легенд Горького. Случилось это в тот день, когда он услышал доносившиеся из репетиционного зала звуки «Похоронного марша» Н. Метнера в исполнении Т. Виноградовой. Яркая эмоциональность и острый драматизм музыки увлекли начинающего балетмейстера. В нем вновь ожили поэтические картины легенды о Данко: интуиция подсказывала, что именно эта музыка способна передать пафос горьковских образов. «Потом, – вспоминает Виноградова, – я предложила ему прослушать «Канцону-серенаду» Метнера. Знакомство с музыкой композитора увлекло Александра Александровича, и она послужила материалом для создания либретто будущего балета». Чувствуя, что замысел может вырасти в интересную работу, Виноградова предложила прослушать все произведения так называемого «русского периода» творчества Метнера, а также три цикла «Забытых мотивов». Так, спустя годы горьковские легенды, обогащенные музыкальными образами Метнера, вновь захватили в плен душу хореографа. С этого, по существу, и началась работа над балетом, имевшим первоначальное название «Пылающее сердце».

Первый вариант либретто, подготовленный для поступления в институт, пришлось дорабатывать, а Т. Виноградова взялась за разработку музыкальной композиции из произведений Метнера. Ей предстояло решить сложную задачу: из отдельных самостоятельных пьес композитора надо было составить цельную в драматургическом отношении музыкальную композицию, дать ей единое интонационно-тональное звучание и сквозное развитие.

Отыскивая в множестве написанного композитором необходимый материал, перечитывая его письма, Виноградова ухватилась за мысль Метнера, что все его сочинения первого цикла «Забытых мотивов» «могут инструментоваться и даже танцеваться». Об этом же свидетельствовали и многие названия этого цикла, отображавшие танцевальный характер музыки: „Danza graziosa”, „Danza rustica”, „Danza festiva” и другие.

Кропотливый анализ музыкального наследия Метнера позволил Виноградовой найти еще один веский довод в пользу возможности отанцовывания его музыки: «Если проанализировать ритмическую сторону его сочинений, то везде чувствуется именно танцевальность, органически связанная с мелодической и гармонической основой его музыки». Но танцевальность метнеровской музыки, отмечала она, основывается не только на ритме. Все сочинения композитора независимо от их жанра несут глубокую содержательность и связаны с различной стихией танца, то стремительной и темпераментной, то нарочито тяжеловесной.

Продолжение...