В соответствии с музыкальной структурой балетмейстеры создали драматургию балета, состоящую из семи условных эпизодов: «Помню», «Едины», «Люблю», «Боремся», «Выстоим», «Откликнитесь», «Не забудем».
На сцене – площадь современного Парижа, освещенная тремя уличными фонарями; вдалеке – ажурные контуры Эйфелевой башни сливаются с серо-сизыми облаками. Появляется одинокая фигура женщины. Белизна ее костюма безупречна, и это сразу приковывает внимание, заставляя неотрывно следить за каждым ее движением. Мощные звуки органного аккорда, врезаясь в безмолвную тишину, властно возвращают Жаклин в прошлое, которое является для нее смыслом настоящего. «Резкие повороты рук, взмывающих вверх в немом крике отчаяния, сменяются мягкими, легкими движениями, когда воспоминания переносят ее в далекие годы юности, когда рядом с ней появляется любимый. Образ Жаклин задуман постановщиками интересно, своеобразно. Она–героиня произведения, но в то же время ее свободолюбие, преданность, женственность – это как бы постоянный фон, на котором вырисовывается фигура Андре – мужественного борца-антифашиста», – писала О. Сахарова. Автор точно подметила особенности хореографического действия балета, который состоял из отдельных сцен-воспоминаний, повествующих о самых ярких событиях жизни. Так возникла в спектакле связь настоящего с прошлым: Жаклин во власти воспоминаний, она видит своего возлюбленного в тех ситуациях и обстоятельствах, которые остались в ее памяти глубоким отпечатком пережитого. Вот Андре медленными шагами отступает к стене – месту своей гибели. Звуки литавр нагнетают трагическое состояние двух людей: одного – погибшего, но оставшегося в сознании живущих красивым и сильным в своей непоколебимости; другого – живущего, но всем своим существом чувствующего связь с ушедшими в вечность счастливейшими мгновениями их совместной борьбы. Гаснет оркестровое tutti, завершая первую картину воспоминаний Жаклин. И возникает чистая в своей возвышенности тема солирующего органа, а в памяти женщины рождаются новые воспоминания: как птица, парит и кружится Андре в своем безмятежном танце-полете, передающем его стремление к счастью, к свободе. За ним, влекомая его порывом, летит Жаклин. Их движения, как пластический парафраз, рождают диалог: «Дай руку мне!» – робким жестом просит ее Андре, когда они, юные, беззаботные, встретили друг друга, когда они только предчувствуют рождение любви» Но Андре, едва появившись, после стремительных прыжков по кругу исчезает... Жаклин хочет быть рядом с ним и устремляется вслед за юношей. Но ведь это только ожившая картина памяти. Мощной силы рефрен органного аккорда сливается с внутренним голосом героини, страстно утверждающей: «Я помню все, помню тебя!»
С самого начала, едва успевает занавес открыться, танцевальное действие развертывается динамично и непрерывно. Словно кадры в кинематографе, сменяются «наплывы» воспоминаний Жаклин. Из них-то и составляется цепочка картин и образов, выверенных с ходами и поворотами музыкальных тем.
Хореографы в данном случае располагали таким музыкальным материалом, который оказывал «сопротивление» всему, что подводило <его под обычные рамки сюжета. Структура музыкальной драматургии подсказала им те приемы развития хореографического действия, которые способны наиболее глубоко раскрыть содержание музыкальных и поэтических идей и образов. «Авторы применили здесь ретроспективный показ событий: в балете нет логически развивающегося сюжета. В постановке Лапаури и Тарасовой действуют иные законы – «законы памяти, воображения, ассоциативных связей, вольных и неожиданных».
Такой необычный ход развития драматургического действия был оправдан свойством человеческой памяти, в которой события «проецируются» не «всегда в той последовательности, которая имела место в жизни.
По такому же принципу строились и последующие эпизоды балета. Затухающие звуки органного аккорда сменяет ритмически четкое аллегро. Площадь, где только что оживали картины юности, вспыхнувшие в сознании Жаклин, заполнил народ, застывший в скорбном молчании. И с вступлением органа из толпы возникает фигура Андре. Юноша – человек жизнерадостный и волевой. Его заразительная экспрессия приводит в движение толпу, увлекает ее за собой и организует в большую силу. Танец Андре – это монолог-призыв к сплочению тех, кто не потерял еще веру в свои силы и готов отстоять в борьбе независимость нации. Разрозненные группы людей, напоминавшие собой вначале неподвижно окаменевшие композиции скульптурно-пластических фигур, оживают. Вскоре народ, охваченный единым стремлением оказать сопротивление в слаженном ритме, воздвигает на площади баррикады. «Как в детской игре, герой будто наделен волшебной силой: он может «расколдовать» тех, кто «замер», и этот, казалось бы, наивный прием полон глубокого смысла», – писала А. Илупина. Люди в синих, белых, красных одеждах сливаются в одну монолитную группу, символизирующую одновременно и волевой порыв к борьбе и трехцветье французского флага. Возникает обобщенный образ народа Франции, проявившего в годы Сопротивления незаурядную волю к победе.