Билеты в Большой театр
8-495-411-30-73
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Александр Батурин

Народный артист РСФСР Александр Иосифович Батурин родился в 1904 году в местечке Ошмяны, Виленской губернии, вАлександр Батурин семье сельского учителя. Отец его умер, когда маленькому Саше исполнился всего только год. На руках у матери, кроме него, было еще трое детей, и жизнь семьи протекала в большой нужде.

В 1911 году семья Батуриных переехала в Одессу, где через несколько лет Саша поступил на курсы автомехаников. Чтобы помочь матери, он начал работать в гараже и в пятнадцать лет уже водил автомашины. Возясь у мотора, молодой шофер любил петь. Однажды он заметил, что вокруг него собрались товарищи по работе, с восхищением слушая его красивый молодой голос. По настоянию друзей он выступил затем на вечере Александр Батурин (Руслан)самодеятельности в своем гараже. Успех оказался настолько значительным, что на следующий вечер его приехали послушать уже профессиональные певцы, которые высоко оценили голос Батурина. Союз транспортных рабочих направил его в Петроград на учебу.

Послушав пение юноши, А. Глазунов, который был тогда директором консерватории, дал заключение: «Батурин обладает выдающимся по красоте, силе и объему голосом теплого и сочного тембра...»
Выдержав экзамен, Александр Иосифович был принят в класс профессора И. Тартакова. Учился он хорошо и все время получал стипендию им. Бородина. В 1924 году Батурин окончил Ленинградскую консерваторию с отличием.

На выпускном экзамене Глазунов сделал запись: «Превосходный голос красивого тембра, сильный и сочный. Ярко талантлив. Ясная дикция. Пластическая декламация. 5 + (пять с плюсом)».Александр Батурин (Пимен)

Народный комиссариат по просвещению, ознакомившись с этой оценкой знаменитого композитора, направил молодого певца для совершенствования в Рим. Там Батурин поступил в Музыкальную академию, где занимался под руководством прославленного певца Маттиа Баттистини. В миланском оперном театре Lа Sса1а молодой певец спел партии Дона Базилио в «Севильском цирюльнике» и короля Филиппа в опере «Дон Карлос», выступал также в операх «Бастьен и Бастьенна» Моцарта и «Колен» Глюка. Он побывал и в других городах Италии, участвуя в исполнении «Реквиема» Верди, выступая в симфонических концертах. После окончания Римской академии Батурин совершил гастрольную поездку по Европе, посетив Францию, Бельгию и Германию, а затем вернулся на родину и в 1927 году был зачислен солистом Большого театра.

Первое его выступление в Москве состоялось в партии Мельника в опере «Русалка». С тех пор Батурин исполнил на сцене Большого театра свыше двадцати ролей. Он поет как басовые, так и баритоновые партии, потому что диапазон его голоса необычайно велик и позволяет ему справляться с партиями Князя Игоря и Гремина, тореадора Эскамильо и Руслана, Демона и Мефистофеля.
Такая широта диапазона явилась результатом напряженной работы артиста над постановкой голоса. Сказались, конечно, и отличная вокальная школа, которую прошел Батурин, приобретенное им умение пользоваться различными регистрами голоса, изучение техники звуковедения.

Особенно интенсивно работает артист над образами русской оперной классики. Запомнились созданные им образы Пимена в «Борисе Годунове», Досифея в «Хованщине», Томского в «Пиковой даме». С теплым чувством признательности вспоминает артист П. Голованова, под руководством которого он готовил партии Князя Игоря, Пимена, Руслана и Томского.Александр Батурин (Князь Игорь)

Знакомство с неисчерпаемыми богатствами отечественного фольклора расширило творческий диапазон певца. Батурин проникновенно исполняет русские народные песАлександр Батурин (Нилаканта)ни; особенно удаются ему «Эй, ухнем» и «Вдоль по Питерской». В песне «Эй, ухнем» в его исполнении явственно слышится стон угнетенного народа, который вот-вот расправит свои могучие плечи.

Во время Великой Отечественной войны, когда Большой театр временно находился в Куйбышеве, на сцене его была осуществлена постановка оперы Россини «Вильгельм Телль». Батурин, исполнявший заглавную роль, рассказывает об этой своей работе: «Мне хотелось создать яркий образ мужественного борца с угнетателями своего народа, фанатически защищающего свою родину. Я долго изучал материал, старался ощутить дух эпохи, чтобы нарисовать правдивый реалистический облик благородного народного героя».

Проникшись глубоким пафосом содержания оперы, Батурин создал суровый и мужественный образ Вильгельма Телля, в полной мере проявив свое вокальное и сценическое мастерство.
Много внимания уделяет Батурин работе над своим обширным камерным репертуаром, в котором основное место отведено русской классике – романсам Глинки, Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова, Бородина. С увлечением исполняет Батурин и произведения советских композиторов. Он был первым исполнителем посвященных ему Александр Батурин (Вильгельм Телль)Шостаковичем шести романсов. Батурин принимает участие и в симфонических концертах. К числу его творческих достижений следует отнести исполнение сольных партий в девятой симфонии Бетховена и симфонии-кантате «На поле Куликовом» Шапорина. Певец снимался в трех кинофильмах: «Простой случай», «Концерт-вальс» и «Земля».

Александр Батурин 2В Московской консерватории Батурин ведет класс сольного пения. Он подготовил также научно-методический труд «Школа пения», в котором стремился систематизировать свой богатый опыт и дать подробное описание приемов обучения пению. С его участием создан специальный фильм, в котором широко освещены вопросы вокальной теории и практики. В Большом театре певец является одним из педагогов-консультантов. К нему прикреплены молодые певцы театра.
Батурин состоит членом КПСС и ведет большую общественно-политическую работу. Он был избран членом пленума Верховного Суда СССР.

Плодотворная и разносторонняя деятельность певца получила высокую оценку. В 1937 году Александру Иосифовичу Батурину было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР и он был награжден орденом «Знак Почета». В 1947 году ему присвоено звание народного артиста РСФСР.
...Во время одной из своих многочисленных гастрольных поездок артист очутился в Одессе. Никогда, кажется, на концерте не было столько рабочих. Одесские транспортники пришли послушать певца, который в дни своей юности возился у мотора в гараже, напевая русские песни. Кто мог тогда подумать, что простой рабочий парнишка станет народным артистом республики, певцом, имя которого пользуется такой популярностью в нашей стране?

Легенды Большого театра; Марианна БоголюбскаяГригорий Большаков, Евгения Вербицкая.