Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

О балете "Золушка" из книги 1958 года. Часть 1.

ЗолушкаОсенью 1945 года, вскоре после окончания Великой Отечественной войны, московские зрители тепло приняли новый спектакль Большого театра, его первую значительную постановку мирного времени. Это был новый балет С. Прокофьева «Золушка» (либретто Н. Волкова, постановка Р. Захарова) — праздничное, жизнерадостное произведение, которое в аллегорических сказочных образах утверждало гуманистическую идею победы света над мраком, справедливости и человечности над злом и насилием. Сказочная тема в русском балете имеет СВОЙ многолетние художественные традиции. Развиваясь с начала XIX века, она получает свое наивысшее классическое выражение в балетах П. Чайковского «Лебединое озеро» (1876), «Спящая красавица» (1889) и «Щелкунчик» (1892). Сказочные балеты гениального композитора — это волнующие поэмы о людях с живыми горячими чувствами, поэмы, исполненные глубокой верой в торжество светлых сил над мраком. И в этом они близки к народным сказкам, в которых воплощались вековые мечты народа о справедливости и счастье. Поэтичная сказка «Золушка», одна из самых популярных сказок мира, также повествует о победе добра над злом, о торжестве справедливости, об истинной ценности человека, заключающейся в его высоких духовных качествах. «Золушка» неоднократно привлекала к себе творческое внимание писателей, поэтов и драматургов. Имеются ее многочисленные литературные и драматические обработки. Многократное воплощение получила тема этой сказки и на сцене музыкального театра. Ее лирическая поэзия и фантастика вдохновляли воображение композиторов и балетмейстеров. В XIX веке на сюжет «Золушки» был создан ряд оперных и балетных произведений. Многие из них появились в России и были поставлены на сценах Москвы и Петербурга.

В день открытия в Москве нового здания Петровского театра, ныне Большого театра Союза ССР, 6 ноября 1825 года, в сборном представлении был показан в постановке Ф. Гюллень-Сор балет «Сандрильона» (музыка Ф. Гюллень-Сор) на хорошо знакомый москвичам сюжет сказки «Золушка». Среди разнообразных спектаклей, осуществленных на эту тему на русской балетной сцене, наибольший интерес представляла постановка А. Глушковского, сознательно стремившегося избежать копирования заграничных постановок. Основываясь на русском Золушкаварианте сказки, принадлежащем В. Жуковскому, балетмейстер пытался создать своеобразное хореографическое произведение и раскрыть основную мысль сказки, чувства и переживания героев, внося национальные черты в классический танец и используя русские народные пляски. За исключением этой попытки прогрессивного русского балетмейстера, все остальные многочисленные балеты на тему «Золушки» были только поводом для создания роскошных зрелищ в придворном вкусе со сценическими эффектами и феерическими волшебными эпизодами. Причиной такого превращения поэтичной и мудрой народной сказки в пышный бездумный дивертисмент было отношение к балетному искусству со стороны официальных придворных кругов: в нем видели всего лишь приятное развлечение для эстетствующей светской публики. Не случайно гуманистическое содержание балетов Чайковского и Глазунова не было в то время по-настоящему раскрыто и оценено. В большинстве «признанных» балетных спектаклей отсутствовали значительные идеи, глубокая разработка сюжета, развернутые характеристики образов. Что касается музыки таких балетов, то она бывала преимущественно сборной либо создавалась малоодаренными авторами — музыкальными ремесленниками. Их «творения» представляли собой обычно цепь примитивных танцевальных номеров. Эти композиторы даже не ставили себе целью музыкально охарактеризовать действующих лиц и показать развитие сюжета. Такая музыка не давала возможности для создания целостных музыкально-хореографических произведений. И недаром Чайковский, разбирая существовавшую в его время балетную музыку, с негодованием говорил о «площадных измышлениях г.г. Пуньи, Минкуса и им подобных».

И все же, несмотря на огромные трудности развития в атмосфере казенных императорских театров, русское балетное искусство достигло большой художественной высоты. Решающую роль в этом сыграло появление выдающихся произведений великих русских композиторов (балеты Чайковского и Глазунова, танцевальные сцены в операх Глинки, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Бородина и Мусоргского). Связь с народным творчеством, неуетанное стремление передовых деятелей русского балета к содержательности и к правдивой передаче чувств, эмоциональная образность, присущая русскому искусству, — все это также способствовало развитию отечественной классической школы танца и русского балета.

Продолжение...