Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Об опере "Царская невеста" (1958 г.). Часть 2.

Ранее: 1

Царская невестаДо того, как «Царская невеста» была впервые поставлена в Большом театре в сезоне 1915/16 года, она много раз ставилась на сценах других русских оперных театров, где постепенно складывалась традиция ее сценического решения, наметившаяся уже в превосходной первой постановке оперы. «Царская невеста» была впервые исполнена 22 октября 1899 года в Мамонтовском театре в Москве с Н. Забелой-Врубель в заглавной роли, с декорациями М. Врубеля, и постановкой этой Н. Римский-Корсаков, строгий и требовательный художник, остался очень доволен.
На сцене Большого театра «Царская невеста» впервые была исполнена 2 февраля 1916 года, в бенефис хора. Постановку оперы осуществил режиссер П. Оленин, дирижировал Э. Купер. Балетмейстером спектакля был А. Горский, художником — Г. Голов.
Периодические издания того времени (газеты «Театр», «Раннее утро», «Русское слово») живо откликнулись на премьеру оперы. Критики были единодушны в своей резкой оценке работы дирижера Э. Купера. Его упрекали в произвольности нюансов, в том, что он шел «вразрез с намерением автора и общим характером произведения» и что оркестр заглушал не только солистов, но и хор. Так же отрицательно было принято исполнение партии Любаши О. Павловой.
Зато не менее единодушной была восторженная оценка исполнения роли Марфы А. Неждановой, которую Ю. Сахновский, известный театральный деятель, назвал «бесценным драгоценным камнем» в спектакле. Характерно, что исследователи творчества А. Неждановой считают Марфу едва ли не самым высшим художественным достижением артистки в обширной галерее созданных ею сценических образов. Н. Римский-Корсаков писал Н. Забеле-Врубель: «Когда я слушаю Вас, мне приходят в голову всякие сентиментальные мысли — что будет же время, когда Вы перестанете петь и унесете с собой секрет этих чудесных звуков!» Н. Забела-Врубель вошла в историю русской оперы как несравненная «корсаковская» певица. Но то, что композитор называл «секретом чудесных звуков», было, несомненно, «разгадано» А. Неждановой.
Царская невестаОчень высокую оценку получило также яркое исполнение роли Грязного Л. Савранским, который, по мнению Н. Обуховой, и до настоящего времени остался лучшим Грязным во всей сценической истории оперы в Большом театре.
Критика положительно оценила работу режиссера П. Оленина, ранее исполнявшего также партию Грязного, отличное пение хора-бенефицианта, красивые декорации Г. Голова, близкие к манере крупного художника К. Коровина, прекрасное исполнение В. Петровым партии Собакина. Если вспомнить, что уже через два сезона роль Любаши была поручена Н. Обуховой, то вряд ли будет преувеличением сказать, что Нежданова, Обухова, Савранский и Петров образовали идеальный вокальный и актерский ансамбль исполнителей «Царской невесты».
После премьеры 1916 года «Царская невеста» стала репертуарной оперой Большого театра и четыре раза возобновлялась на его сцене.
Первое возобновление оперы состоялось 4 мая 1931 года. Художественным руководителем этой постановки были дирижер Н. Голованов (сменивший Купера еще в сезоне 1922/23 года), режиссер В. Нардов, балетмейстер Е. Долинская. Спектакль оформил художник Ф. Федоровский.
Центральные партии исполняли: Собакина — В. Петров, Марфы —А. Нежданова, Грязного — Л. Савранский, Любаши — Н. Обухова. Высокое исполнительское мастерство артистов и дирижера, поэтические декорации обеспечили новой постановке большой и прочный успех.
Вторично «Царская невеста» была возобновлена в Большом театре 16 мая 1937 года. Дирижировал оперой Л. Штейнберг, режиссером выступил В. Раппопорт, балетмейстером — В. Вайнонен. Декорации и костюмы были осуществлены по эскизам художника Б. Кустодиева. Основные партии исполняли: Собакина — В. Лубенцов, Марфы — Г. Жуковская, Грязного — В. Политковский, Любаши — М. Максакова, Лыкова — А. Алексеев.
Сильной стороной данной постановки было не только отличное вокальное и драматическое искусство исполнителей, но и работа режиссера, стремившегося как можно глубже раскрыть гуманистическое благородство творения Н. Римского-Корсакова. Отметим, например, такую режиссерскую находку. В свиту Малюты Скуратова, пришедшего к Собакину с «царским словом», были введены знатные боярыни двора Грозного. Потрясенная несчастьем, безмолвная Марфа пытается найти защиту у своего отца, но боярыни преграждают ей дорогу к нему; В партитуре оперы мы
не найдем подобной ремарки автора. Но этот тонкий штрих, нисколько не противоречащий замыслу Н. Римского-Корсакова, лишь усиливает впечатление от «царского слова» и как бы символизирует, что отныне участь Марфы решена.

Продолжение...