Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

О балете "Ромео и Джульетта" из книги 1958 года. Часть 3.

Ранее: 1, 2.

Ромео и ДжульеттаУделяя большое внимание сценам, рисующим средневековые нравы, композитор и балетмейстер стремились подчеркнуть, что не мистический «рок» приводит Ромео и Джульетту к гибели, а обстоятельства, порожденные самим укладом общественной жизни. Большой заслугой балетмейстера является преодоление в этом балете неоправданной дивертисментности, присущей в той или иной мере многим, даже лучшим советским балетам. В «Ромео и Джульетте» нет так называемых «вставных» номеров, которые могли бы быть изъяты без ущерба для развития действия. Все эпизоды занимают строго определенное место в общей драматургии спектакля и не терпят перемещений. Балетмейстер превращает в элемент драматургии даже те танцы, которые, казалось бы, не являются необходимыми звеньями в развитии сюжета. Таковы «Танец рыцарей», «Утренняя серенада», уличные танцы. Особенно значителен среди названных «Танец рыцарей» на балу у Капулетти. Своей тяжелой, воинственно-мрачной поступью он создает обобщенный образ застывших, косных, но грозных сил средневековья. Путем противопоставления тяжеловесно-медлительным движениям этого танца — движений легких, свободных и непринужденных, балетмейстер подчеркивает контраст между образами средневековья и Ренессанса. Искрящаяся ярким светом «Утренняя серенада» Джульетте в день свадьбы оттеняет мрачный трагизм последующей сцены — оплакивания и похорон Джульетты. Существенную роль в драматургии балета играют интермедии, которые служат действенным связующим звеном между сценами. Участвующие в них персонажи — слуги, уличные торговцы, маски — вносят в спектакль тот контраст возвышенно-трагического и комически-бытового, который является одной из характерных черт реалистической шекспировской драматургии.

Художественное оформление спектакля, осуществленное по эскизам П. Вильямса, помогает выявлению основной идеи балета, заложенной в его музыкальной и хореографической партитуре. Интересно задуманы и выполнены роскошные, но неуютные и суровые интерьеры дворца Капулетти, где жизнь течет размеренно и однообразно, по законам, установленным веками. В полном соответствии с оптимистическим финалом трагедии Шекспира решены декорации кладбища. В финале балета нет холода смерти. Ромео в трагедии говорит, что склеп, где лежит Джульетта, стал светел, как пиршественный зал. Художник подчеркивает эту мысль о красоте и величии человеческого чувства, перед которым бессильна даже смерть. Поглотившая Джульетту и Ромео усыпальница зрительно лишена давящей тяжести и не вызывает настроения безысходной скорби. Впечатляющая сила спектакля «Ромео и Джульетта» в немалой степени обусловлена правдивым раскрытием идейно-эмоционального содержания музыки балета дирижером Ромео и ДжульеттаЮ. Файером и отличным исполнением ее оркестром Большого театра.

Балетной музыке С. Прокофьева присуща ритмическая активность и характерность, побуждающие актера к танцу. Но не только в этом признак ее танцевальности. Музыка создает атмосферу, которая заставляет танцовщика все время «быть в образе» и потому служит логическим обоснованием танца. Дирижеру удалось в полной мере выявить выдающиеся художественные достоинства сложной и своеобразной партитуры Прокофьева, ее красочность, разнообразней тонкость эмоциональных нюансов. Превосходный актерский ансамбль балета Большого театра с честью справился с трудной задачей сценического воплощения шекспировской трагедии средствами хореографии. Центральное место в спектакле занимает высокохудожественное исполнение роли Джульетты Г. Улановой. Выдающаяся советская балерина создала исключительный по глубине и выразительной силе образ Джульетты. Эта роль стала одной из лучших в ее исполнительском творчестве. Одухотворенность и поэтичность, всегда присущие мастерству Улановой, проявились здесь особенно ярко. Улановой удалось передать не только грацию и обаяние шекспировской Джульетты, но и ее огромный внутренний рост, формирование героических черт в ее характере. Поразительно богатство эмоциональных оттенков, которыми Уланова окрашивает свой танец, раскрывая внутреннюю динамику развития образа. Изящным узором легких и быстрых движений она создает при первом появлении образ беспечно шаловливой Джульетты-девочки. Джульетта, полюбившая Ромео, уже совсем иная. Нежная и преданная, она становится более сдержанной во внешнем проявлении своих чувств, танец ее проникается глубоким лиризмом.

Продолжение...

Ромео и Джульетта Ромео и Джульетта