Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

О балете "Ромео и Джульетта" из книги 1958 года. Часть 2.

Ранее: 1.

Ромео и ДжульеттаЛирическим образам музыки балета присуща известная сдержанность, что вносит в балет, не нарушая его драматической основы, элемент эпической повествовательности. Задачи воплощения глубокого идейного замысла трагедии и живого воспроизведения шекспировских характеров потребовали от балетмейстера-постановщика Л. Лавровского во многом нового использования выразительных средств классической хореографии. Действенный танец, основанный на глубоком взаимопроникновении и взаимообогащении танца и пантомимы, тесно связанной с драматической ситуацией, превращается в художественно-убедительное средство развития сюжета. Балетмейстеру удалось достигнуть в этом спектакле замечательной пластической образности. Такова, например, сцена венчания Ромео и Джульетты, построенная на поэтически образном претворении арабеска, выразительный характер которого чрезвычайно удачно передает устремленность чувства влюбленных. Этот вдохновенный дуэт можно считать лучшим в балете по выразительности, основанной на глубоком взаимопроникновении музыки и танца. Здесь нет танца и пантомимы в обычном их понимании — они слиты в высшем единстве. В сдержанной, почти статуарной пластике этой сцены каждое движение, каждый жест говорят о красоте возвышенного лирического переживания.

Следует выделить также эпизод отчаяния Джульетты, принуждаемой родителями к браку с графом Парисом. Когда Джульетта, накинув на плечи плащ, отправляется к патеру Лоренцо просить о помощи, бег ее подобен трепету живого человеческого сердца, которое готово разорваться в своем напряженном биении. В решении танцевальных дуэтов Ромео и Джульетты балетмейстер достигает сквозного развития действия, которое ведет к настоящей симфонизации танца. По мере того, как светлые настроения уступают место сгущенному драматизму и история любви Ромео и Джульетты приближается к трагической развязке, — изменяется и характер танцевального развития в этих дуэтах. Оно идет от легкого полетного, проникнутого радостью танца (первый акт, сцена свидания в саду) к танцу все более и более драматизированному, насыщенному глубоким психологизмом и требующему проникновенной актерской игры. Особенно сложна и значительна в этом отношении сцена прощания перед разлукой (начало третьего акта). Вся эмоциональная гамма от светлой радости до грусти, тревоги и бурного отчаяния находит здесь органичное выражение в танце. Наиболее удачно хореографическое воплощение тех сцен, где музыка образно раскрывает чувства действующих лиц или ситуацию. Таковы уже упоминавшаяся сцена венчания Ромео и Джульетты, прощание их перед разлукой, а также батальные эпизоды, шествие с телом убитого Тибальда, смерть Меркуцио. К сожалению, в балете есть и такие эпизоды, где балетмейстер вынужден преодолевать чрезмерную эмоциональную сдержанность музыки и ставить танец, опираясь только на текст Шекспира.

Ромео и ДжульеттаТак, в сцене свидания у балкона музыка фрагментарна и ограничивает возможности широкого развития танца. Характерна в этом отношении также и сцена, где Джульетта принимает снотворный напиток. Нарочито статичная, завораживающе-оцепенелая музыка Прокофьева не выражает того огромного эмоционального нарастания, которое заключено в монологе Джульетты у Шекспира. Танцевальный же ее монолог передает все те оттенки чувства, которые испытывает шекспировская Джульетта, решившаяся ради своей любви на страшный шаг. Возбужденное воображение рисует ей ужасные картины склепа, которые доводят ее до галлюцинации, и она выпивает напиток в момент величайшего смятения и страха.

Одним из серьезных достоинств спектакля «Ромео и Джульетта» нужно считать удачную постановку Л. Лавровским народно-массовых сцен. Введя горожан Вероны, ненавидящих кровавую распрю Монтекки и Капулетти, а также приближенных обоих враждующих семей в число активных участников событий, балетмейстер избежал опасности превращения массовых сцен в декоративный фон личной драмы. Народные сцены развивают сюжетную линию, повышая эмоциональный тонус спектакля. Такова одна из наиболее впечатляющих массовых сцен балета — шествие с телом убитого Тибальда. Мстя за смерть Меркуцио, охваченный яростью и гневом, Ромео в поединке убивает Тибальда. На площадь сбегаются взволнованные толпы народа. Семья Капулетти, призывая к вечному мщению роду Монтекки, уносит тело Тибальда иод звуки сурово-драматичного похоронного марша. По замыслу постановщика, эта сцена должна выражать огромное нарастание чувства ненависти между Монтекки и Капулетти. Режиссерско-хореографическое решение ее нельзя не признать удачным. Траурная процессия занимает всю сцену, уходя далеко в глубь ее. Перспективным расположением кордебалета достигается зрительно впечатляющая картина той жестокой вражды, которая объемлет теперь уже не одну площадь, а весь город. Так подчеркивается мысль о том, что Ромео, убившему Тибальда, больше нет места в Вероне, — Ромео изгнан.

Продолжение...

Ромео и Джульетта