Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

О балете "Пламя Парижа" из книги 1958 года. Часть 4.

Ранее: 1, 2, 3.

Пламя ПарижаВ хореографии спектакля есть и неудачи. Это, прежде всего, недостаточно органичное сочетание танца и пантомимы, которые зачастую противостоят друг другу. Таким пороком более всего страдает первый акт балета. В нем изложение действия ведется почти исключительно средствами пантомимы, а танец не всегда носит действенный характер. Прототипом некоторых действующих лиц «Пламени Парижа» послужили реальные люди — борцы за республиканскую Францию. Так возникли образы основных героинь балета — крестьянки Жанны, добровольно вступившей в ряды Марсельского батальона, и актрисы придворного театра Дианы Мирель, перешедшей на сторону народа. Исполнительницы партии Жанны С. Мессерер, О. Лепешинская и М. Готлиб стремились выявить в этом образе черты жизнерадостности, уверенности в победе, присущие французскому народу. Образ Жанны принадлежит к числу наибольших творческих удач О. Лепепшнской. Свойственные ее дарованию оптимизм и драматическая выразительность помогли ей создать образ девушки из народа, идущей в первых рядах бойцов революции. Ярко выявила в образе Жанны устремленность и преданность интересам народа С. Мессерер. Жизнерадостность, безыскусственная простота и искренность отличают образ Жанны в исполнении М. Готлиб. Обаятельный образ актрисы Дианы Мирель создали М. Семенова и И. Тихомирнова. Лиричность и глубокая человечность убедительно сочетаются в Диане Мирель с чертами героики и высокого патриотизма. В то время как М. Семенова подчеркивала драматическое начало образа — сознательное и уверенное стремление Дианы Мирель связать свою судьбу с судьбой народа, И. Тихомирнова наиболее полно выявляет лирическую его сущность. Выразительно танцуют партию Дианы Мирель Е. Чикваидзе и С. Головкина.

Пламя ПарижаИсполнитель партии марсельца Филиппа замечательный актер и танцовщик A. Ермолаев передал в этом образе мужественную силу и решительный характер французского народа, вставшего на защиту своих человеческих прав. Эмоционально и темпераментно исполняет роль Филиппа Г. Фарманянц. Образ большой драматической силы создали В. Галецкая и Н. Капустина — исполнительницы роли баски Терезы, отдавшей свою жизнь за свободу народа. Одним из существенных компонентов спектакля, помогающих выявлению его основной идеи, является художественное оформление, выполненное по эскизам B. Дмитриева. Художник с большим настроением воспроизводит обстановку революционного Парижа. В декорациях третьего акта, изображающих предрассветный Париж, над которым занимается багровое зарево, художник прекрасно передает то ощущение тревожно-радостного ожидания большого события, которое испытывает народ перед штурмом Тюильрийского дворца.

С глубоким знанием эпохи Дмитриев воспроизводит и картины дворцового быта. В обстановке Версальского дворца, некогда прославлявшего своим пышным великолепием могущество абсолютной монархии, теперь все говорит об иных временах — о близком ее крушении. Такими деталями художественного оформления, как тревожно мерцающие в люстрах огни или черные, напоминающие траур, одежды придворных, создается атмосфера настороженности, вызывается ощущение непрочности, обреченности старого порядка. Эти настроения в еще большей степени подчеркнуты мрачными декорациями интерьера Тюильрийского дворца, где в смертельном страхе за свою судьбу собрались охраняемые часовыми приближенные Людовика XVI. Со времени первой постановки балета «Пламя Парижа» прошло четверть века. За этот период советский балетный театр достиг серьезных успехов. Наряду с другими жанрами успешно развивается жанр героического балета, приобретающий особую жизненность. Продолжая традиции первых балетов на героическую тему — «Красного мака» и «Пламени Парижа», советские композиторы и балетмейстеры создали немало спектаклей, отмеченных героическим пафосом освободительной борьбы, образы которых получают художественно законченное, волнующее воплощение на сценах наших музыкальных театров.