Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

О балете "Пламя Парижа" из книги 1958 года. Часть 1.

Пламя ПарижаНакануне праздника пятнадцатилетия Великой Октябрьской социалистической революции 6 ноября 1932 года на сцене Государственного академического Большого театра Союза ССР был исполнен третий акт принятого к постановке балета «Пламя Парижа». На следующий день состоялась премьера «Пламени Парижа» в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова. 6 июня 1933 года коллектив Большого театра также показал премьеру этого спектакля, созданного в тесном содружестве крупных деятелей советского театра — выдающегося музыковеда и композитора Б. Асафьева, балетмейстера В. Вайнонена, художника В. Дмитриева; сценарий балета был написан Н. Волковым и В. Дмитриевым. Балет «Пламя Парижа» прочно вошел в репертуар Большого театра и пользуется наслуженной любовью зрителей. С 1946 года он идет в новой постановке, где по сравнению с первоначальным вариантом развитие действия приобрело большую целеустремленность, а воплощение сюжета и образов средствами танца — большую художественную убедительность. Балет «Пламя Парижа» сыграл значительную роль в развитии советской хореографии. Вслед за «Красный маком» («Красным цветком») Р. Глиэра он явился одной из. первых удачных попыток балетного театра воплотить народно-героическую тему, которая стала занимать центральное место в советском театре с самого начала его существования.

Воплощение народно-героической темы на балетной сцене встречало большие трудности. Дореволюционный балет, в силу ряда исторически обусловленных причин, не создал традиций постановок социально острых спектаклей, повествующих о значительных общественных событиях. Реалистическая трактовка новой для балета революционной темы оказалась возможной только в советское время, когда требование правдивого изображения народной жизни стало законом советского искусства. Основой содержания балета «Пламя Парижа» послужило решающее событие Пламя Парижафранцузской буржуазной революции, начавшейся в 1789 году, — свержение монархии во Франции и борьба народа с контрреволюцией. В либретто использованы многие факты, имевшие место в действительности. Революционный отряд добровольцев направляется из Марселя в Париж, чтобы присоединиться там к восставшему народу. Его путь лежит через деревню, принадлежащую маркизу де Борегар. Крестьяне дружески приветствуют проходящий отряд. Это вызывает негодование маркиза. Увидев знамя в руках крестьянина Гаспара, маркиз приказывает избить старика, а его семью выгнать из хижины на улицу. Марсельцы Филипп и Жером, оказавшиеся свидетелями произвола феодала, призывают народ к восстанию. Крестьян охватывает желание расправиться с угнетателем за все его притеснения. Вооружившись, они приступом берут замок. Отряд покидает деревню. С ним уходят крестьяне, вступившие в его ряды добровольцами. Среди них дети Гаспара — Жанна и Пьер. Маркизу де Борегар удалось бежать из захваченного крестьянами замка. Смертельно испуганный, появляется он в Версальском дворце. Прерывая спектакль «Шалости Амура», который разыгрывают придворные актеры, маркиз взволнованно говорит королю о крестьянском мятеже и просит защиты. Он предлагает организовать контрреволюционное выступление против народа с помощью вооруженных пруссаков. Король подписывает обращение к пруссакам. Офицеры клянутся в верности королю. Составляется список офицеров, готовых принять участие в заговоре. Во дворце начинается банкет, на который приглашены и актеры, выступавшие в спектакле, — Диана Мирель де Пуатье и Антуан Мистраль. Они случайно узнают о заговоре против революции. Опасаясь разглашения заговора, маркиз убивает актера. Диана Мирель бежит из дворца, чтобы сообщить народу о готовящемся злодеянии. Ночной Париж накануне одного из самых ярких и значительных дней революции — 10 августа 1792 года. На площади собрался народ, готовый к штурму оплота монархии — Тюильрийского дворца. Здесь марсельцы, парижане, баски, овернцы — люди из многих городов и провинций Франции. Под звуки революционных песен они начинают наступать. Сломив сопротивление королевских войск, народ овладевает дворцом. Народное празднование на одной из площадей Парижа по случаю свержения монархии во Франции. Народ осыпает цветами Диану Мирель — богиню Свободы.

Продолжение...

Пламя Парижа