Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

"Пиковая дама" из книги "Большой театр СССР" (1958 г.), Часть 4.

Ранее: 1, 2, 3.

Пиковая дамаВ партии Елецкого слушателей особенно привлекали, по воспоминаниям современников, П. Хохлов, И. Грызунов, И. Тартанов. Непревзойденной Графиней в течение десятилетий оставалась первая исполнительница этой роли М. Славина.
После Великой Октябрьской социалистической революции «Пиковая дама» становится одной из любимейших опер советской аудитории и с неизменным успехом идет в музыкальных театрах всей страны. В наиболее удачных постановках «Пиковой дамы» советские дирижеры, режиссеры и певцы опираются на лучшие традиции русского музыкального театра. Вместе с тем советские музыканты и режиссеры ведут борьбу с рутинно-ремесленным или мелодраматическим исполнением, которое часто можно было услышать в дореволюционные годы. К сожалению, под флагом борьбы с рутиной не раз выступали в постановках «Пиковой дамы» эстетствующие формалисты.
Различные изменения вносились и в обстановку действия, и в характеристики действующих лиц.
В одной из ленинградских постановок (режиссер В. Мейерхольд), например, заключительная сцена происходила... в больничной палате! В московской постановке 1927 года (режиссер И. Лапицкий) «Пиковая дама» шла в экспрессионистических декорациях (художник А. Хвостов); опера была разбита на сорок с лишним эпизодов, для чего пришлось сделать значительные купюры в музыке Чайковского. Все события были трактованы как бред Германа, так как, по мнению постановщика, «фантастика для современного зрителя непонятна».
Время доказало нежизненность этих (и других) формалистических экспериментов. Постановки, искажавшие замысел Чайковского, были отвергнуты советской аудиторией и на сцене не удержались.
Традиции реалистического истолкования «Пиковой дамы» перенесло на советскую сцену старшее поколение советских артистов. Среди них в первую очередь должно быть названо имя В. Сука, многолетнего дирижера Большого театра. Свою дирижерскую деятельность в русском оперном Театре Сук начал еще в восьмидесятых годах и сразу привлек внимание музыкального мира. П. Чайковский писал, что он «положительно изумлялся его капельмейстерскому таланту».
Пиковая дамаЭту высокую оценку молодого дирижера нельзя считать преувеличенной. Сук был замечательным истолкователем классических опер, в частности «Пиковой дамы». Показательно, что в 1926 году, когда Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова (б. Мариинский) отмечал тридцатилетие первой постановки «Пиковой дамы», торжественным спектаклем дирижировал специально приглашенный из Москвы В. Сук. И для В. Сука «Пиковая дама», об истолковании которой ему приходилось беседовать еще с автором оперы, — особенно близкое произведение. Не случайно в день сорокалетия артистической деятельности В. Сука в Большом театре исполнялась под управлением юбиляра «Пиковая дама». По воспоминаниям С. Мигая, В. Сук «вплоть до последних дней жизни с юношеским вдохновением передавал незабываемые страницы этой гениальной партитуры». Советские артисты с признательностью вспоминают о той огромной помощи, которую оказывал им В. Сук в работе над сценическими образами, в том числе и над образами «Пиковой дамы».
История советского театра не забудет имя безвременно умершего талантливого дирижера В. Дранишникова, справедливо считавшегося тонким и чутким истолкователем «Пиковой дамы». Внимание общественности привлекла его великолепная постановка «Пиковой дамы» в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова в 1935 году. Критика отмечала глубокое раскрытие Дранишниковым трагедийного содержания оперы. Дранишников добивался от певцов широкой песенности, избегая нередко встречающейся «романсной» трактовки вокальных сцен.
К сожалению, постановка, о которой идет речь, пострадала от разного рода «вольностей» режиссера Н. Смолича. Впоследствии Смолич признал неправильность своей трактовки и ставил «Пиковую даму» без отступлений от замысла Чайковского.
И на сцене Большого театра, как уже было отмечено, некоторые постановки «Пиковой дамы» отходили от реалистических принципов оперного исполнения. Не всегда «Пиковая дама» получала полноценное музыкальное раскрытие. Но исполнение лучших советских артистов неизменно привлекало слушателей.

Продолжение...

Пиковая дама