Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Об опере "Иван Сусанин" (книга, 1958 г), часть 7

Ранее: 1, 2, 3, 4, 5, 6

Иван СусанинИ нашей революции принадлежит честь спасения и освобождения оперы Глинки от фальшивого, верноподданнического розеновского либретто, от противоречий, насильно навязанных «Ивану Сусанину» реакцией. В 1939 году Московский Большой театр показал оперу Глинки с переработанным литературным текстом, написанным поэтом Сергеем Городецким. Это было вторым рождением великого творения Глинки. Розеновские вирши навсегда ушли в прошлое. Городецкий не только написал новые стихи, но и снял с «Сусанина» верноподданнический лоск, дешевую фольгу, освободил Глинку от лубочной красивости и царистского духа, которым был насквозь проникнут старый текст оперы.
В новом «Сусанине» говорится не о новоиспеченном самодержце, защищать которого вставал царский холоп, — а о подвиге во имя родины и народа, — вот что было поставлено во главу всего спектакля. Простой русский крестьянин-патриот стал его центром, его главным героем. И в этом была заслуга Городецкого. В этом была заслуга театра, не только вернувшего на нашу сцену и реабилитировавшего великую оперу, но и впервые до конца раскрывшего ее подлинный глубочайший смысл, ее передовые идеи. Большой театр помог Глинке впервые во весь голос пропеть о великой любви народа к своей родине, о великой гордости его за русских людей. Спектакль, осуществленный под управлением С. Самосуда (режиссер Б. Мордвинов, художник П. Вильяме),
явился одним из самых прекрасных и интереснейших в репертуаре Большого театра.
Но театр не остановился на достигнутом. Постановка «Сусанина», — и в этом сказалось активное творческое начало в работе Большого театра, — можно сказать, росла от спектакля к спектаклю, в нее вносились все новые и новые поправки и улучшения, отдельные сцены и эпизоды ставились заново. Большой театр отдал «Ивану Сусанину» своих лучших певцов: в первой постановке Сусанина пели Александр Пирогов, Марк Рейзен, Максим Михайлов. Замечательный образ Антониды создали Барсова, Жуковская, Шуйская; Собинина пели Ханаев, Большаков; партию Вани — Антонова, Златогорова. В польском акте солировали Марина Семенова, Ольга Лепешинская. Для Большого театра постановка «Ивана Сусанина» означала новый этап в его деятельности, определяла новую, более высокую ступень в развитии его художественной культуры.
Глинка необычайно труден для сценического воплощения. Во всем решительно он необычайно своеобразен, неповторим. Своеобразен и глинкинский реализм, связанный в большой мере с Иван Сусанинподчеркнутой оперной условностью, и метод характеристики действующих лиц, народной массы, обрисовка — как уже сказано — лагеря врагов. Трагическая патетика и нежнейшая, светлая лирика, широкая масштабность действия (от крестьянской избы — до Красной площади!) и легкие прозрачные и чистые краски оркестра, море мелодии, всегда драматургически оправданной, связанной со сценическим движением, — все это вместе очень трудно исполнительски сочетать. Эта специфика драматургии Глинки ставит по существу новаторские задачи перед певцами и перед постановщиками оперы — дирижером, режиссером, художником.
И эта задача была прекрасно решена театром. Слить три правды воедино — правду историческую, правду психологическую и правду художественную — музыкальную и сценическую — вот цель, которую ставил себе и которой достиг коллектив постановщиков и исполнителей. Для этого ему надо было преодолеть штампы «большой» исторической оперы, найти новый стиль — стиль эпической монументальности и вместе с тем жизненной достоверности, простоты и живой непосредственности.
В этом смысле первой советской постановке «Ивана Сусанина» в Большом театре суждено было сыграть поистине историческую роль — она положила начало традиции советской интерпретации первой глинкинской оперы.
За прошедшие двадцать лет театр несколько раз давал новые постановки «Ивана Сусанина». Прекрасно дирижировал спектаклем покойный А. М. Пазовский. Спектакль стал своеобразной школой мастерства для молодежи Большого театра. Молодые исполнители считали и считают для себя великой честью получить роль в «Иване Сусанине».
Спектакль Большого театра «Иван Сусанин» явился эталоном для постановок глинкинской оперы на всех сценах оперных театров Советского Союза. Сейчас «Иван Сусанин» идет в Большом театре в постановке Л. Баратова, в оформлении ныне покойного выдающегося художника П. Вильямса, под управлением дирижера В. Небольсина. Сусанина поют молодой талантливый певец И. Петров и Н. Щегольков, Антониду — И. Масленникова и Н. Гусельникова, Ваню — И. Соколова и В. Клепацкая, Собинина — А.Ильин.
Бессмертный «Иван Сусанин» Глинки, возрожденный Большим театром СССР, — гордость и слава нашего советского искусства, нашей социалистической культуры.
 

 

Иван Сусанин Иван Сусанин