Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Об опере "Иван Сусанин" (книга, 1958 г), часть 5

Ранее: 1, 2, 3, 4

Иван СусанинЛюбопытно, что в ответах Сусанина врагам (в начале этого эпизода) Глинка использовал известную народную песню «Вниз по матушке, по Волге» (во времена Глинки такие песни назывались «разбойничьи»). Этот русский мотив (проходящий у Глинки в оркестре), да и вся музыка Сусанина (ария «Ты придешь, моя заря!») в сцене в лесу потрясает особой силой в сопоставлении с музыкой, характеризующей магнатов — приспешников короля-иезуита. Глинка для характеристики вражеского лагеря пошел на громадный художественный риск, применив прием, поражающий своей смелой оригинальностью и новизной. Это поистине гениальная находка — легкомысленную, пустую, ветреную знать, проводящую время в праздности, на придворных балах, обрисовать в музыке мазуркой — мазуркой, преследующей заносчивых воинов везде, где они ни появляются, — даже в русской крестьянской избе, даже в завьюженной, лесной глухомани, куда привел врагов Сусанин... Но какой мрачный, трагический колорит приобретает в этой сцене мазурка! Куда девалась гордая походка и самоуверенность паркетных шаркунов! Как до смерти усталые, обозленные, замерзшие, в обтрепанных (а недавно еще таких блестящих) мундирах они еле бредут через бурелом вслед за Сусаниным!.. Только великий, гениальный художник мог так — чисто музыкальными и притом скромнейшими, лаконичными средствами — не только нарисовать развязку коварного заговора, картину бесславной гибели, какая всегда уготована на Руси любым иноземным поработителям, но и Иван Сусанинвыразить светлую идею победы могучей свободной народной силы над чванным панством, над привыкшей повелевать и властвовать аристократией. И русские паны, придворная чернь прекрасно учуяли и распознали именно этот глубоко демократический смысл и дух «Сусанина»! И не случайно Глинка Отмечал в своих «Записках»: «Некоторые из аристократов, говоря о моей опере, выразились с презрением: c'est la musique des cochers [это музыка кучеров]. Это хорошо и даже верно, ибо кучера, по-моему, дельнее господ».
Сценой в лесу — сценой гибели Сусанина не кончается, однако, жизнь этого образа в опере Глинки. Мы уже говорили, что мотив «Сусанина» синтезирует все музыкально-драматическое развитие оперы, является ее кульминацией, апофеозом, итогом. Известный русский музыкальный критик А. Серов в свое время написал специальную работу о роли одного мотива в целой опере «Иван Сусанин». В этой работе, посвященной «сравнительной анатомии музыки», шла речь именно о мотиве «Славься» — величественном «гимне-марше», в котором Серов видел одно из «полнейших выражений русской народности в музыке». Критик прослеживал — на протяжении всей онеры — постепенное становление этого мотива в первом, третьем действиях, в сцене в лесу — в арии «Ты придешь, моя заря»... После органического проведения этого мотива, писал Серов, в главных моментах, которые сосредоточиваются около основной драматической мысли, он являлся в сцене на Красной площади в своем полном, роскошном расцвете и торжественном блеске, как «результат» и «последствие геройства» Сусанина, символизируя собой таким образом одну из главных идей оперы — народные герои не умирают.
Второй, главенствующей музыкальной идеей «Сусанина» являлся мотив «Страха не страшусь». Как уже указывалось, его запевают крестьяне, как только открывается занавес первого действия оперы. Его бросает в лицо врагам Сусанин в сцене в избе. Добавим, что и увертюра всей оперы начинается именно со звуков этого народного мотива. Наконец, с тем же мотивом мы сталкиваемся во вступлении к сцене на Красной площади. Таким образом и этот основополагающий мотив красной нитью проходил через всю оперу Глинки: для выражения великих идей композитор искал и нашел, как мы видим, замечательнейшие, новые принципы музыкальной драматургии, определявшие не только содержание, но и форму оперного произведения, его единство и динамику развития. Да, недаром еще Чайковский ставил «Сусанина» «по гениальности, размаху, новизне и безупречности техники... наряду с самым великим и глубоким, что только есть в искусстве», а самого Глинку «наряду... с Моцартом, с Бетховеном и с кем угодно».

Продолжение...

Иван Сусанин