Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Об опере "Иван Сусанин" (книга, 1958 г), часть 1

Иван Сусанин«Иван Сусанин» Глинки! — нет советского человека, чье сердце радостно не встрепенулось бы, услышав название этого великого создания русского гения! Как много связано для нас с этой оперой — и не только в исторических воспоминаниях о прошлом, но и с событиями совсем еще недавнего времени! Можно ли забыть, что в дни Великой Отечественной войны советскими людьми многократно был повторен славный подвиг костромского крестьянина, отдавшего свою жизнь во имя спасения родины? А ведь именно Глинке прежде и больше всего мы обязаны тем, что в памяти потомков сохранилось не только имя Сусанина, но и его живой образ: так искусство рука об руку с историей дало бессмертие народному герою, так подвиг безвестного русского человека родил благородный творческий подвиг великого русского композитора.
Белинский писал: «Народ относится к своим великим людям, как почва к растениям, которые производит она...» Говорят, что «Ивана Сусанина» мог сочинить лишь гениальный композитор: в русской музыке явился Михаил Глинка — и создал величайшую свою музыкальную трагическую народную эпопею. Это верно. Но верно и то, что явление самого Глинки было подготовлено его временем, отвечало потребностям его эпохи, давшей русской культуре Глинку так же, как Пушкина, Гоголя, Карла Брюллова, Федотова, Щепкина... Их творчество было цветами русской народной почвы и отвечало потребностям народа, его жизни в определенный исторический момент. Недаром, опять-таки, Белинский же писал: «Великий человек всегда национален, как его народ, ибо он потому и велик, что представляет собой свой народ».
Отечественная война 1812 года и декабрьское восстание 1825 года оказали решающее влияние на все развитие русской демократической культуры первой половины XIX века. «Иван Сусанин» Глинки не был здесь исключением, он тоже цвет и плод этой эпохи и этих влияний. Не Иван Сусанинследует только упрощать и вульгаризировать вопрос об этих влияниях. Глинка вовсе не был декабристом и не примыкал к этому движению, а в войну 1812 года Мише Глинке было всего-навсего восемь лет. Таким образом, непосредственных, прямых влияний и связей с упомянутыми великими событиями в жизни России в биографии Глинки искать не приходится. А потому досужие попытки «объяснить» «Ивана Сусанина» впечатлениями детства и какими-то особыми тайными отношениями Миши Глинки с Кюхельбекером и другими будущими участниками мятежа на Сенатской площади — попросту наивны, малоубедительны и по существу не нужны. Гораздо существеннее другое. Отечественная война против Наполеона сопровождалась невиданным подъемом народного патриотизма. В 1812 году победил и изгнал врага русский мужик. И именно этот важнейший факт исторического развития во многом, в очень многом предопределил пути развития и русской литературы и русского искусства, тематику этого искусства, художественные интересы и запросы целой эпохи. Иван Сусанин в музыке Глинки появился так же, как в творчестве Пушкина образ, скажем, станционного смотрителя, Пугачева и т. д. Простой русский человек, мужик в армяке и в лаптях, заявил свои права на внимание литераторов, на внимание художников. Он «протолкнулся» в русскую литературу, в русскую музыку, в русскую живопись, на подмостки русской сцены — ив этом было знамение времени. А вместе с ним явился реализм, простота, правда — черты, ставшие национальными, определяющими для передовой русской художественной культуры. И в этом тоже было знамение времени.
Знамением времени был и усиленный интерес к истории, естественно, прежде всего отечественной. «Наш век — век по преимуществу исторический. Ставшая «альфой и омегой века» история, — писал Белинский, — дала новое направление искусству, сообщила новый характер политике, вошла в жизнь и нравы частных людей. Ее вопросы сделались вопросами жизни и смерти для народов и частных людей».
Этот всеобщий и всепоглощающий интерес к истории захватил и русское оперное искусство, нашел свое отражение в бессмертных творениях Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина, Чайковского... Оперным первенцем Глинки, открывшим новую эпоху — эпоху русской оперной классики, и был «Иван Сусанин» — первая подлинно историческая музыкальная трагедия, сыгравшая огромную роль в развитии не только русского, но и мирового оперного искусства XIX века.

Продолжение...