Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

О балете "Дон Кихот" из книги "Большой театр СССР", 1958 г., Часть 5

Ранее: 1, 2, 3, 4.

Дон КихотЛегкий, воздушный танец А. Мессерера с упругими свободными прыжками, изящный и безупречный по рисунку, оттеняет в образе Базиля лирико-комедийное начало. В исполнении Мессерера Базиль — ловкий, обаятельный парень, неутомимый весельчак и выдумщик. А. Ермолаев рисует образ энергичными штрихами, смелыми красками. Его Базиль — своеобразный балетный Фигаро, энергичный, дерзкий и победоносный. Буйному, порывибтому танцу Ермолаева как будто тесно в рамках этой партии и, полный нетерпеливости и мужественной силы, он рвет сковывающие путы традиции, властно утверждая свою яркую исполнительскую манеру. Прекрасная сценическая внешность, благородство и скульптурность танцевальной формы, четкий жест и мимика М. Габовича сообщили образу Базиля большое обаяние и выразительность. В исполнении М. Габовича всегда чувствовалось стремление не только ярко передать пластический рисунок образа, но и раскрыть психологию этого остроумного и находчивого цирюльника.

Ю. Кондратов вносит в исполнение роли Базиля свойственные его таланту простоту и искренность. Его Базиль очень далек от традиционных балетных испанцев с гипертрофированными страстями. Это живой, веселый, энергичный юноша, умеющий крепко любить и отстаивать свое счастье.

Одним из самых обаятельных и интересных исполнителей роли эспады является С. Корень. Статный, ловкий, чуть иронический и капризный тореадор, с улыбкой встречающий опасность, — таким рисует Корень своего героя. Гибкие, упругие движения артиста дополняются великолепной мимикой и виртуозной игрой на кастаньетах, подчеркивающих характерность образа. Танец Кореня приближается (насколько это позволяет музыка и стиль хореографии) к народной интерпретации испанских плясок.

 

«Дон-Кихот» — это своеобразный смотр талантов артистов балета Большого театра, соревнование лучших его исполнительских сил. Каждый участник этого яркого и праздничного спектакля вносит свою краску в общую палитру балета: изящные, кокетливые уличные танцовщицы Р. Карельская и Л. Черкасова, пламенные цыганки Я. Сангович и Н. Симонова, Мерседес — В. Галецкая и Н. Капустина и многие другие. Как контраст этому сверкающему потоку танцевальных партий в балете проходят две пантомимные роли собственно героев этого произведения — Дон-Кихота и Санчо Панса. Для того, чтобы эти трудные и маловыигрышные роли, связывающие воедино сюжет балета, могли как-то противостоять эффектным танцевальным партиям, необходима образная и яркая игра актеров. А. Радунский и В. Смольцов, уже много лет исполняющие роль Дон-Кихота, скупыми средствами мимики и жеста передают внутреннюю драматичность этого образа. Дон-Кихот В. Смольцова — восторженный мечтатель, благородный, полный решимости и отваги, но витающий в мире своей фантазии, а поэтому смешной и нелепый в своих поступках. А. Радунский рисует Дон-Кихота более общительным и активным. Его герой не лишен юмора, он более реально воспринимает мир.

Дон КихотЗамечательный по силе выразительности образ Санчо Панса создал В. Рябцев. Талантливая драматическая игра этого актера делала образ злополучного оруженосца Дон-Кихота одним из самых запоминающихся в спектакле. Рябцев лепил образ сочными, яркими мазками, его Санчо Панса напоминал героев Рабле, веселых и прожорливых, ленивых и добродушных, иногда радостных, иногда печальных, но всегда мудрых в своей непосредственности восприятия жизни. Исполнительский стиль советских мастеров балета придал незатейливому сюжету «Дон-Кихота» новые черты.

Талантливые артисты — участники этого спектакля меньше всего поражают зрителя изощренной техникой и внешними эффектами. Их целью всегда является образность и одухотворенность танца, техника у них лишь верный помощник в руках художника, создающего сценический характер. Даже в таком по существу дивертисментном балете, как «Дон-Кихот», поиски логичности и осмысленности сюжета, создание живых развивающихся характеров говорят о том, что советский балет прежде всего стремится к содержательности. Отсюда и та проникновенная воодушевленность и естественность, которыми отличается мастерство лучших его представителей.

 

Дон Кихот Дон Кихот