Ранее: 1.
Есть в индивидуальных характеристиках героев еще одно свойство, органически сближающее их по стилю выражения с народными сценами: обаяние песенности, эмоциональный и свежий мелодизм, пронизывающие музыкальный строй всей оперы. С подлинным драматургическим мастерством Хренников подготовляет возникновение народно-массовых сцен эпизодами, характеризующими внутренний мир героев на каждом новом этапе развития драмы. И если даже массовым сценам иногда не достает внутреннего развития, они захватывают действенностью, образной силой музыки, широким дыханием революционной песенности, благородные традиции которой так естественно претворил Хренников в своей новой опере.
Постановку оперы «Мать» Большой театр СССР осуществил в дни сорокалетней годовщины Великого Октября. В этом спектакле, своеобразно и смело решенном, прежде всего привлекает внимание талантливая, хотя и во многом спорная работа режиссера-постановщика. Вращающийся круг, позволяющий исключительно разнообразно и динамично строить массовые сцены, огромная, освобожденная от громоздких декораций сценическая площадка, символические знамена, чаша с пламенем на авансцене — все необычно, все ново для Большого театра. Н. Охлопков и чутко понявший его художник В. Рындин очень рельефными, почти плакатными приемами подчеркивают героический, революционно-романтический характер спектакля, выдвигая в нем на первый план собирательный образ народа. И полные действенности массовые сцены, данные крупным планом, безусловно, следует отнести к самым ярким достижениям постановки. Блестяще решена картина маевки с ее стремительной сменой различных эпизодов — от задорной, полной веселья кадрили, мужественных хоровых песен («Праздник светлый», «Довольно нам горя») до кровавого столкновения рабочей демонстрации с царскими войсками. Глубоко впечатляет финал картины: огромное затемненное пространство сценической площадки, застывшая в скорбном молчании одинокая фигура Матери — словно символ народа, который не смог победить в борьбе, но остался гордым, не сломленным; и, как отголосок недавних бурных событий, издали доносится песня «Смело, товарищи, в ногу»... Много свежих штрихов, удачных сценических находок и в картине «На фабричном дворе». Эти и другие массовые сцены в исполнении хора Большого театра (хормейстеры М. Шорин и А. Хазанов) несут большую мысль, глубокую идею произведения, придавая развитию спектакля целостность, четкую и ясную форму.
Меньшее соответствие между музыкой и сценическим решением достигнуто в картинах, обращенных к внутреннему миру героев. Здесь музыка Хренникова, общительная, задушевно простая и человечная, часто «задыхается» среди всех этих символических знамен, эффектных условностей, больших «неуютных» пространств. Новое произведение Хренникова представляет богатый материал для творчества певцов актеров. Бе случайно поэтому в спектакле так много подлинных исполнительских удач. Центральную роль Пелагеи. Ниловны исполняют И. Архипова и В. Борисенко, артистки очень различные до индивидуальностям. Различна (но почти в равной мере убедительна) и их трактовка образа. Совершенно по-новому раскрылся в этой роли незаурядный талант В. Борисенко. В прекрасном голосе артистки много теплоты, обаятельной душевности, захватывающей эмоциональной силы. Ниловна у И. Архиповой строже, психологически тоньше, сценически выразительнее, но, быть может, чуть суше в наиболее эмоционально содержательных кульминациях роли.
Очень хороши оба исполнителя роли Павла Власова — Ю. Дементьев и М. Киселев; талантливые певцы-актеры верно почувствовали характер своего героя, с большой естественностью подчеркнули в нем революционную озаренность молодого вожака масс, цельность и чистоту его духовного мира. Обаятельный образ Сашеньки создан Л. Масленниковой. Выразителен в роли Находки Н. Щегольков. Новую советскую оперу в основном исполняет молодежь Большого театра, исполняет горячо, увлеченно, с подлинным творческим энтузиазмом. Это относится и к упомянутым уже Ю. Дементьеву, И. Архиповой и к Г. Панкову, умному, удивительно музыкальному актеру, безусловно, обогатившему своим исполнением интересный, но не до конца завершенный композитором образ Находки. Склонного к анархическому бунтарству, мучительно ищущего путь к революции Весовщикова верно рисует В. Нечипайло. Прекрасно проявили себя молодые артисты и в эпизодических ролях, чрезвычайно важных для раскрытия драматургии оперы «Мать»: А. Масленников (Мазин), А. Соколов (Самойлов), Ю. Галкин (Букин), А. Эйзен (фабричный), А. Григорьев (купчик). Доброго слова заслуживает работа над небольшими партиями и певцов старшего поколения: А. Гелевы (Сизов), А. Ильина (купчик), П. Чекина (офицер).
Не все в равной мере удалось Хренникову в новой опере, как и Большому театру — в ее постановке. В свое время критика наряду с большими достоинствами отметила и недостатки произведения и спектакля. Но еще важнее подчеркнуть то, что композитор и театр, обратившись к творению Горького, сумели очень свежо, смело, по-настоящему современно раскрыть многие грани бессмертной повести, передать в музыкально-сценических образах присущий ей дух революционного оптимизма, великую горьковскую любовь к людям революции, горьковский гуманизм. В этом — жизненность, художественная правдивость оперы «Мать», постановка которой на сцене крупнейшего театра страны стала одним из значительных событий музыкальной жизни 1957 года.