Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Спектакли прошлых лет: "Мать" (1958 г.), Часть 1

Мать«Мать» Горького... Какая трудная и вместе с тем благодарнейшая тема для драматурга и композитора, поставивших своей целью создать оперу о революционном прошлом русского народа, о людях — героях, пронесших через неимоверные испытания знамя борьбы за утверждение правды на земле, за победу великого революционного дела. В либретто и музыкальной драматургии оперы Тихона Хренникова мы не найдем точного следования сюжету Горького. Не повторяя всего содержания повести, композитор и автор либретто А. Файко стремились передать глубину ее идеи, романтическую устремленность в будущее, ее страстную патетику и величайший оптимизм, рожденный верой в людей нового класса. Главное же, чем замечательна операдрама Хренникова и что, несомненно, роднит ее с произведением Горького — это человечность, теплота и прямодушие выражения горьковских характеров в музыке, правдивое раскрытие в ней образов простых людей труда, людей революции.

«Горьковская интонация», сочетающая в своем строе высокую патетику и обаятельную открытость высказывания, органично и глубоко своеобразно преломлена Хренниковым в лучших народно-массовых сценах оперы, в наиболее сильных музыкальных характеристиках героев. И здесь в первую очередь нужно говорить об образе Ниловны, полнее всего раскрывающемся в первых картинах произведения. В лаконичных, выразительных ариозо, в сосредоточенно драматических, по-русски напевных речитативах музыка чутко передает нам сложное состояние одиночества, внутренней растерянности матери, рожденное бесцельностью прошлой жизни, страхом за сына, неверием в свои силы.

Лишь постепенно, под воздействием «новых людей», новой правды, которую несут народу Павел и его товарищи по революционному кружку, в Ниловне происходит процесс пробуждения, «выпрямления» человека. И когда жандармы арестовывают Павла, уже не страх за него, не бессильная, покорная печаль, а мятежный гнев против глубокой несправедливости старой, постылой жизни наполняет сердце Ниловны, побуждая ее на сознательную помощь сыну. Сильно, психологически метко раскрыт впервые пробудившийся от оцепенения, обновленный внутренний мир матери в ариозо, венчающем вторую картину («Нет, господи, молиться не могу»). Глубоко содержательная по выражению драматического чувства, по естественному развитию эмоций, музыка ариозо покоряет безраздельно. Быть может, в обрисовке характеров композитор нигде не подошел так близко к образному строю бессмертной горьковской повести, как в этом ариозо, в его «берущей за живое» сердечной мелодии, такой же возвышенно простой и человечной, как мысли и слова, вдохновившие ее автора. Счастливо найденная тема ариозо становится одним из главных лейтмотивов оперы, видоизменяющимся вместе с Матьразвитием образа Ниловны. С особенной выразительностью этот лейтмотив звучит в конце пятой картины («Маевка»), после разгрома рабочей демонстрации, когда образ Матери, бережно поднявшей с земли затоптанное солдатскими сапогами красное знамя, становится символом побежденного в неравной борьбе, но гордого и не сломленного духом народа.Одна из сильнейших в опере, эта сцена глубоко впечатляет и в спектакле Большого театра.

Много хорошего найдено в характеристике другого главного героя оперы, Павла Власова. Естественным сочетанием гибкой и пластичной мелодии с яркой музыкальной подачей каждого слова и фразы отмечена его первая ария — мужественный монолог молодого революционера, избравшего суровый и тяжелый путь борьбы. В призывах Павла к народу в картине демонстрации метко передан пафос революционного трибуна, страстная патетика ораторской речи, обращенной к революционным массам. Характеристику образа Павла дополняют сцены-дуэты с Ниловной, Находкой, Сашенькой, задушевные, раскрывающие чистый духовный мир героя. Хренников — композитор ярко выраженного мелодического оперного стиля. Образная, эмоциональная мелодичность, подлинная вокальность — наиболее ценные качества музыки и его новой оперы. Рельефность и пластичность распевной мелодики, связанной с народными истоками, ее естественное развитие отличают лучшие арии, монологи, ариозо Ниловны и Павла, Сашеньки, Находки, Весовщикова. В них ощущается верная и острая хватка музыкального драматурга, умеющего быть лаконичным и точным в создании мелодических портретов-характеристик героев, находящего в нужный момент музыкально-сценического действия необходимый контраст, дающий толчок к новому драматическому развитию.

Продолжение...

Мать Мать Мать Мать

Ваша
корзина
пуста