Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Молодые артисты балета (1958 г). Часть 2.

МОЛОДЫЕ АРТИСТЫ БАЛЕТА

Содержание: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.


 

Марина КондратьеваМарина Кондратьева родилась в Ленинграде в семье ученого.

Наблюдая за девочкой, родители поняли, что балет — ее истинное призвание. Марина поехала в столицу, выдержала экзамены в Хореографическое училище, и ее будущее определилось. Окончив в 1952 году училище по классу Галины Петровой,. Марина Кондратьева вступила в балетную труппу Большого театра, а уже в следующем сезоне ей были поручены главные роли в балетах Асафьева и Прокофьева.

«Когда я впервые вышла на сцену Большого театра, — вспоминает она, — не как ученица Хореографического училища, а как артистка, то поняла,, что сумею осуществить свои мечты в том случае, если научусь по-настоящему работать. Мне и прежде доводилось участвовать в некоторых спектаклях Большого театра, однако настоящего ощущения сцены у меня, по-видимому, не было. И я решила: надо прежде всего привыкнуть к сцене, чтобы чувствовать себя в спектакле свободно. Без этого ничего не добьешься».

Освоившись со сценой, найдя свое место в ансамбле, юная артистка начала самостоятельно разучивать вариацию из «Спящей красавицы». Главный балетмейстер просмотрел ее работу и признал ее настолько удачной, что Кондратьева была включена в число постоянных исполнителей этой вариации.

В конце первого сезона ей предложили выучить танец сверстниц из балета «Ромео и Джульетта», позднее танец Русалки из оперы Даргомыжского, партии одной из невест в «Лебедином озере» и феи Серебра в «Спящей красавице». В следующем сезоне молодой артистке доверили партию Золушки и партию Марии в «Бахчисарайском фонтане».

До Кондратьевой в роли Золушки выступали наши виднейшие балерины, и каждая из них трактовала образ по-своему. Так, Галина Уланова, танцуя эту партию, рисует лирически обаятельный портрет обездоленной мечтательной девушки, превращающейся в сцене бала в настоящую принцессу. Оптимизм, радостное восприятие жизни отличают Золушку в исполнении Ольги Лепешинской. Патетика и величественность были свойственны Золушке Марины Семеновой — настоящей владычице волшебного царства, как бы случайно попавшей в услужение к злой мачехе и ее дочерям.

Три образа — три индивидуальности. Нелегко вырваться из круга привычных представлений. В исполнении Марины Кондратьевой предстала иная Золушка — по-детски непосредственная, впечатлительная, отзывчивая. Такова она в первых сценах, такова и Золушка — принцесса бала. Бал для нее всего лишь веселая, занимательная игра. Ее беседа с принцем отнюдь не любовный дуэт, а задушевная беседа двух юных существ, в которых лишь зарождаются еще неосознанные чувства.

Дом мачехи девушка покидает без торжества и злорадства, она только очень взволнована и недоумевает: как все это могло случиться? И в финале мы видим все ту же нежную, отзывчивую, влюбленную в жизнь Золушку.

Молодая актриса показала себя отличной танцовщицей, порадовала публику музыкальностью, мягкостью линий, пластичностью движений, выразительностью поз.

Начав работу над партией Марии, с проникновенной тонкостью исполняемой Улановой, Марина Кондратьева напрягла все свои силы, стремясь найти собственное решение задачи. Работа с балетмейстером Р. Захаровым, занятия с репетиторами в классах, сценические репетиции привели к значительным творческим результатам. В день своего дебюта она обнаружила достаточно сильную технику исполнения и незаурядные сценические способности. В первом акте зритель увидел жизнерадостную и непосредственную девушку, почти ребенка, не знавшую в жизни ничего, кроме безоблачного счастья. В кульминационном третьем акте юная балерина искусно исполнила адажио с Гиреем, достигнув поэтической выразительности. Правда, в элегии Марии тонкие нюанcы переходов от грусти к светлым воспоминаниям, а затем к тоске и отчаянию не сразу удались ей в полной мере. Но прошло несколько месяцев, и Кондратьева целиком вошла в свою роль, дала своеобразное, художественно убедительное толкование всей партии. Успех артистки был отмечен в печати.

Успешно справилась М. Кондратьева и с ролью принцессы Авроры в «Спящей красавице», и с ролью Девушки-птицы в балете Яруллина «Шурале».