Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

«ДЕКОРАТОР МИЛОСТЬЮ БОЖЬЕЙ» (2)

Юбилей декоратора Большого театраРанее: 1.

СТРЕМЛЕНИЕ К ПРАВДЕ

Федоровский стоял у истоков стиля, который на протяжении всего советского периода оставался символом Большого и оказывает ощутимое влияние по сей день: грандиозный масштаб, сложные архитектурные объемы, мощные героические образы, реализм и стремление к исторической правде (оформляя «Тихий Дон» в 1936 году, Федоровский ездил в станицу Вешенскую, и сам Шолохов ходил с ним на этюды – эти зарисовки с натуры тоже можно будет увидеть в Третьяковской галерее).

Неудивительно, что этот яркий, героический, патетический стиль был востребован в советские годы, особенно в сталинский период. Хотя Федоровский, ученик Врубеля и Коровина, был признан и до революции, сотрудничал с «Русскими сезонами» Дягилева (эскизы костюмов «Хованщины» 1913 года тоже будут представлены на выставке), именно с советской эпохой они удивительным образом совпали стилистически.

Федоровский оформлял торжественные партийные заседания в Большом театре, декорировал Красную площадь по случаю 1 Мая, в 1936 году сделал рисунки и модели рубиновых звезд, установленных на кремлевских башнях. Его талант использовался не только для украшения: во время войны Федоровский совместно с архитектором Иофаном организовал работы по маскировке Кремля и Красной площади, чтобы защитить их от налетов немецкой авиации.

УНИКАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Работы Федоровского выставляются не впервые. Редкая экспозиция, связанная с музыкальным театром, обходится без него. Проходили и персональные выставки, в том числе за границей. Однако проект Третьяковской галереи обещает быть уникальным по своему масштабу. Один только музей Большого выставляет 112 произведений мастера. Среди них эскизы декораций, костюмов, бутафории и сами костюмы, в которых выходили на сцену Козловский, Нежданова, Норцов, Образцова, Огнивцев, Архипова – все великие певцы Большого. По ним можно проследить путь Федоровского от первых его работ в Большом («Саломея», «Кармен», «Лоэнгрин» 1920-х годов) до шедевров 1930−40-х, с которыми его имя ассоциируется в первую очередь: монументальные, грандиозные, кра- сочные «Хованщина», «Князь Игорь» и, разумеется, «Борис Годунов», который идет в театре до сих пор.

Музей Большого подготовил альбом, носящий то же название, что и выставка, – «Художник Федор Федоровский. Легенда Большого театра». Это первое в истории издание такого рода: хотя Фе- доровскому посвящен ряд научных работ, до сих пор не выходило книг с таким богатым иллюстративным материалом. В него вошло 150 работ Федоровского из фондов музея Большого, а также из театрального музея имени Бахрушина и Российского архива литературы и искусства.

Источник: Большой театр