Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР 1970-1971,1971-1972 (Часть 175)

С. ГоловкинаРанее: Часть 174

«Кавказский пленник», как и все спектакли хореодрамы, в первую очередь был спектаклем актерского ансамбля. Главный герой балета — романтически настроенный юноша Владимир — один из вариантов вереницы «молодых людей XIX века», что были выведены в эти годы на сцены и музыкальных, и драматических театров страны. В хореографическом отношении партия эта была построена, как и большинство мужских партий хореодрам: она была малотанцевальна. Виртуозную технику продемонстрировали в этом балете О. Лепешинская — Полина, А. Мессерер — Конькобежец, которым танец полагался по существу их сценических профессий.

Только что окончившая московскую балетную школу М. Боголюбская в роли Черкешенки заявила о себе как танцовщица лирико-драматического амплуа. Эта роль открыла ей дорогу ко многим ведущим партиям балетного репертуара Большого театра. Михаил Габович — исполнитель роли Владимира — пришел в театр в 1924 году и был участником всех экспериментальных постановок труппы, танцевал ведущие партии в классических балетах. От своего учителя В. Тихомирова артист унаследовал стремление к благородству сценического поведения, широту, законченность жеста. Мужественность танца, героические и драматические интонации давали себя знать в искусстве Габовича и в те годы, когда в мужском танце еще господствовала лирическая тема. «Не страдания пленника, не его романтическая любовь к Полине были основным в исполненной им роли, а столкновение романтического героя с враждебной ему действительностью». Неприятие мира своим героем Габович объяснял общественными причинами, в лирику вводил прозаические интонации.

Его герой был далек от «кавалера» былых спектаклей. Патетика героев Габовича была патетикой мужественной, активной, реальной и действенной. Его персонажи никогда не становились символами. Они в жизни, пусть даже неприемлемой для них, пытались проявить себя. Балетом «Светлана» (1939), поставленным сверстниками и коллегами Габовича А. Радунским, Л. Поспехиным и Н. Попко на музыку Д. Клебанова, первое поколение советских мастеров танца пыталось продолжить на московской сцене эксперименты в области создания спектакля на современную фабулу. «Светлана» — не первая работа молодых хореографов.

За два года до нее силами учащихся Московского хореографического училища Попко, Радунский и Поспехин поставили детский современный балет «Аистенок». Сюжет «Светланы» был популярен в разных видах искусства 30-х годов. Истории о простых советских девушках, вступавших в схватку с диверсантом, встречались на страницах печати, переходили в драматический театр, в кино. В них герои преодолевали препятствия легко и неустрашимо, драматизм ситуаций сплошь и рядом подменялся водевильной легкостью. Серьезная тема неожиданно находила себе пристанище в комедии положений. Часть критики пыталась придать новому спектаклю значение события. Но балет этот остался «незатейливым пустячком». Постановщики, по сути дела, повторили в нем все принципы решения современной темы, намеченные И. Моисеевым в «Футболисте» и «Трех толстяках».

Спектакль тоже строился в жанре полуревю, полуобозрения с долей эксцентрики и откровенной плакатнасти. Но время плакатов было уже позади. Д. Тальников, разбирая постановку, написал, что «героизм здесь иллюстрирован, подправлен очередными рецептами «бодряческой удали», хореография традициотана: пантомима, как правило, скучна, лирика построена на безликом классическом танце, из арсенала которого выбраны движения энергичные, силовые, земные... Балет представляет легкую маскировку классического танца современным сюжетом и рядом элементов эстрады, театрализованного джаза, даже цирка». «Светлана» скорее повторяла московские находки -начала 30-х годов, чем развила их дальше. Однако балет не казался откровенной неудачей — его постановка с лихвой «окупалась» открытиями в области искусства исполнительского.

Здесь сформулировала свое новое для балетного театра актерское амплуа Ольга Лепешинская. В. Голубов-Потапов определил его как амплуа «современной героини», перекликавшееся с теми образами советских девушек, которых привели тогда на экран Л, Орлова, М. Ладынина и их последовательницы. Лепешинская — Светлана передала ребячливость и резвое проворство девочки, ожесточенное упорство героини. «И ее упругая блистательная техника везде приходится кстати», — суммировал свои впечатления о выступлении артистки в этой роли В. Голубов-Потапов.

Продолжение: Часть 176